РП Основы предпринимательской деятельности элективный курс 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЛМО учителей
общественных наук

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________И.В. Быкова
«31» августа 2022 г.

__________И.В. Синицкая
«31» августа 2022 г.

________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы предпринимательской деятельности»
10-11 класс (предпринимательский профиль)
среднего общего образования

Составитель: Фищенко Дмитрий Вячеславович
учитель технологии

Реутов 2022

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы предпринимательской деятельности» на уровне
среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также Рабочей программы воспитания МАОУ «Лицей».
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами элективного курса «Основы
предпринимательской
деятельности»;
устанавливает
предметное
содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение
учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей. Рабочая программа определяет
количественные и качественные характеристики учебного материала.
Общая характеристика элективного курса «Основы предпринимательской
деятельности»
Элективный курс направлен на реализацию школой функции интеграции молодёжи в
современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской
гражданской идентичности, социализации старших подростков, их готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач
личной и социальной значимости.
Содержание элективного курса ориентируется на углублённое изучение
предпринимательской деятельности как социального процесса и явления. В нем вводится ряд
новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки,
нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие
отношения людей в области предпринимательской деятельности.
В содержание элективного курса включены компоненты, которые создают целостное
и достаточно полное представление обо всех основных сторонах предпринимательской
деятельности, о деятельности предпринимателя как субъекта общественных отношений, а
также способах их регулирования. Содержание включает в себя ряд вопросов, связанных с
логикой и методологией познания социума различными социальными науками. В основу
отбора и построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности
предпринимательской деятельности. Разделы курса отражают основы различных социальных
наук.
Углубление теоретических представлений о предпринимательской деятельности
создает условия для развития способности самостоятельного получения знаний на основе
освоения различных видов познания, их применения при работе с различными источниками
информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и
социальных запросов, содержание учебного предмета обеспечивает обучающихся знаниями,
позволяющими им участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских
проектах. Это расширяет и обосновывает их профессиональный выбор при поступлении в
образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
Цели изучения элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»
Целями изучения основ предпринимательской деятельности на уровне среднего
общего образования являются:
-

развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
2

-

-

-

-

-

-

-

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в
получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования или для самообразования;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предпринимательской деятельности социальных наук, изучающих человека как субъекта
социальных отношений; многообразие видов деятельности людей и регулирование
общественных отношений;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям
общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в экономической жизни общества и государства;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных
источников (в том числе неадаптированных; цифровых и традиционных) для решения
образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения
интересующих школьника социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных
ситуациях осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей,
взаимодействия с государственными органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы)
социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений; создание условий для
освоения способов успешного взаимодействия с правовыми, финансово-экономическими
и другими социальными институтами и решения значимых для личности задач,
реализации личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования.
Основные задачи элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»
Задачами элективного курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

-

-

-

развитие у обучающихся способности к осознанному формированию принимаемых ими
важных решений;
понимание обучающимися необходимости создания долгосрочных планов развития и их
знакомство с инструментами и методами создания таких планов;
знакомство обучающихся с общепринятыми методами решения относительно крупных и
сложных задач, методами организации взаимодействия людей при совместной работе над
решением таких задач, реализацией относительно масштабных проектов;
понимание обучающимися предпринимательской деятельности как практически
используемого в экономической деятельности способа удовлетворения потребностей
людей, и их ознакомление с методами анализа этих потребностей;
ознакомление обучающихся с методами презентации продукции фирмы потребителям и
поиска людей нуждающихся в удовлетворении своих потребностей способом,
предлагаемым конкретной фирмой;
3

-

ознакомление обучающихся с личными качествами, полезными для самореализации в
социуме и методами развития у себя таких качеств;
ознакомление обучающихся с общепринятыми методами управления финансами и
основами бухгалтерского учета;
ознакомление обучающихся с назначением и технологией составления бизнес-плана;
ознакомление обучающихся с основами юриспруденции и юридической стороной
предпринимательской деятельности;
ознакомление обучающихся с логическими технологиями управления сотрудниками и
обязательными документами оформляемыми при их найме.
Место курса «Основы предпринимательской деятельности» в учебном плане

В учебном плане МАОУ «Лицей» курс «оОновы предпринимательской деятельности»
является элективным курсом общественной направленности. Предназначен для 10-11
классов предпринимательского профиля. На его изучение отведено по 1 часу в неделю в 10 и
11 классах, всего 67 часов.
Учебно-тематический план
10 класс
Название темы
1.
2.

Стратегия и менеджмент.
Маркетинг, реклама, продажи.

Количество
часов
20
14
34
Итого:

11 класс
Название темы
4.
5.
6.
7.
8.

Управление финансами, налоги и бухучет.
Составление бизнес-плана.
Личные качества предпринимателя.
Основы юриспруденции и юридическая деловая практика.
Управление персоналом

Количество
часов
12
3
10
6
2
Итого:
33

Содержание курса «Основы предпринимательской деятельности»
Стратегия и менеджмент
Технология принятия решения. Распространенные ошибочные стратегии.
Антикризисная стратегия. Определение вида деятельности на основе личных предпочтений.
Бостонская матрица. SWOT анализ. Критические факторы успеха. Универсальная стратегия.
Современная экономика впечатлений и исторический путь к ней. Шесть эффективных путей
создания бизнеса. Причины успеха малых компаний. Пять «да» стратегии. Три полезных
закона микроэкономики: убывающей предельной полезности (необходимости поддержания
баланса), доли подготовительных задач (разделения труда), экономического цикла
(чередование спадов и подъемов). Три фактических типа франчайзинга. Выбор названия.
Распространенные крупные ошибки начинающих предпринимателей. Понятие цели, миссии,
перспективного видения. Управление процессом, цикл управления. Моделирование бизнеспроцессов. Управление проектом. Декомпозиция целей до задач. Вид плана работ.
Диаграммы GANTT, PERT, понятие критического пути. Методики управления проектами
PMBOK, agile. Семь методов самомотивации. Управление временем. Управление рисками.
Постановка задач методом SMART.
Маркетинг, реклама, продажи
Задача маркетинговой стратегии. Почему предложение должно быть «самым …». 5P и
4

6P маркетинга. Два варианта маркетинговой стратегии. Теория «поле стратегий». Два
требования к маркетингу продукции. График объема продаж при выходе продукта на рынок.
Этапы проектирования продукции. Методы продажи. Методы рекламы. Правила и задачи
рекламы. Правила написания рекламного текста: цикл AIDA, формы речи, слова. 20
вопросов к рекламному тексту. Правила и методы формирования имиджа компании. Понятия
рыночной цены и «воронки продаж». Факторы продажи. Технология продажи. Умения
продавца.
Личные качества предпринимателя
Позитивное мышление. Умение нравиться. Технология эффективного общения.
Искусство «не пересекать черту». Умение убеждать. Технология переговоров. Технология
публичного выступления. Управление конфликтом.
Управление финансами, налоги и бухучет
Четыре задачи управления финансами. Отчет о движении денежных средств. Баланс.
Отчет о прибылях и убытках. Полезные разрезы бюджетирования. Технология составления
бюджета. Два назначения финансовых отчетов. Выбор системы бухгалтерской отчетности.
Основы учета на УСН. Общие сведения и термины бухучета.
Составление бизнес-плана
Роли бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Назначение и содержание каждого из
разделов бизнес-плана.
Основы юриспруденции и юридическая деловая практика
Основные понятия юриспруденции. Умение читать тексты законов. Структура
договоров купли-продажи, аренды, найма. Регистрация предпринимательской деятельности.
Управление персоналом
Правила управления персоналом. Правила взаимодействия с сотрудниками. Основные
документы на сотрудников. Инструменты мотивации персонала.
Планируемые результаты освоения элективного курса «Основы
предпринимательской деятельности»
Изучение программы направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Гражданское воспитания:
-

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
5

-

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Ценности научного познания:

-

-

-

-

сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для
понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

-

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих
в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты

Метапредметные
результаты
освоения
программы
отражают
овладение
универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными,
регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
-

-

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

-

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

-

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
6

-

-

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:

-

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):

-

-

-

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

-

-

-

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):

-

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
7

-

-

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

-

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:

-

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
Предметные результаты

-

-

-

10 класс
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о факторах обеспечения
долгосрочного экономического роста;
конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями теоретические положения о деятельности
различных субъектов экономики (домашнее хозяйство, предприятие, государство),
выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных
ресурсов;
применять методы научного познания, включая типологизацию, доказательство;
принимать обоснованные решения, планировать познавательные и практические цели,
используя возможности применения знаний основ социальных наук в различных
областях жизнедеятельности;
пояснять на примере понятия проекта и этапов его разработки;
различать факторы внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности;
устанавливать зависимость между факторами внутренней среды предпринимательской
деятельности и успехом в реализации поставленных целей;
отличать бизнес-идеи;
владеть специальной терминологией в области менеджмента;
объяснять роль и место элементов менеджмента в предпринимательской деятельности;
определять факторы эффективности менеджмента;
разрабатывать бизнес-модели и выстраивать бизнес-процессы;
объяснять рыночное ценообразование, раскрывать ценностно-нормативную основу
деятельности, основные функции института рынка;
применять знания о деятельности, свободе и необходимости, свободе и ответственности,
классифицировать и сравнивать виды деятельности, потребности;
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников,
эффективно взаимодействовать в исследовательских группах;
выявлять признаки и объяснять роль институтов массовой коммуникации;
владеть специальной терминологией в области маркетинга;
объяснять роль и место элементов маркетинга в предпринимательской деятельности;
определять факторы эффективности маркетинга.
11 класс
применять знания о факторах и издержках производства, раскрывать ценностнонормативную основу института предпринимательства и его основные функции;
соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на
8

-

-

-

-

-

-

-

теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе взаимосвязи видов
издержек производства и экономических показателей деятельности фирмы;
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о преимуществах и
недостатках различных организационно-правовых форм предприятий, об использовании
принципов менеджмента и маркетинга в деятельности фирмы;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с экономическими институтами,
различными институтами представительства и защиты экономических интересов
граждан, включая умение самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в практике, связанной с экономической, в том числе предпринимательской,
деятельностью;
различать виды налогов и налоговых систем;
рассчитывать потребность, определить источники и осуществить организационное
обеспечение финансирования проекта;
определять эффективность предпринимательской деятельности;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с экономическими институтами,
различными институтами представительства и защиты экономических интересов
граждан, включая умение самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в практике взаимодействия с финансовыми институтами в качестве
участника финансово-экономических отношений;
конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями теоретические положения о человеке,
способности человека к познанию и деятельности;
использовать собственный социальный опыт при решении познавательных задач и
разрешении жизненных проблем в связи с использованием методов обоснования истины;
классифицировать
типы
социальных
конфликтов,
формы
межличностного
взаимодействия, лидерства;
владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях;
владеть методами оптимизации бизнеса и стартапа;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
классифицировать типы социальных отношений;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на
основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в
Российской Федерации в рамках установленных правил;
извлекать необходимую информацию из основных нормативных и правовых документах,
регулирующих предпринимательскую деятельность;
характеризовать виды ответственности субъектов предпринимательской деятельности за
нарушение налогового законодательства;
осуществлять выбор сферы предпринимательской деятельности и организационноправовой формы;
характеризовать человека как субъекта общественных отношений;
конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями теоретические положения о практике
поведения на основе этики предпринимательства;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на
основе правовых норм для обеспечения защиты социальных и культурных прав человека
и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно
заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике.

9

Тематическое планирование
10 класс
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы и
Учебное содержание
количество часов,
отводимое на их
изучение
Стратегия
и Технология принятия решения.
Распространенные ошибочные
менеджмент,
стратегии. Антикризисная
20 часов
стратегия. Определение вида
деятельности на основе личных
предпочтений. Бостонская
матрица. SWOT анализ.
Критические факторы успеха.
Универсальная стратегия.
Современная экономика
впечатлений и исторический
путь к ней. Шесть эффективных
путей создания бизнеса.
Причины успеха малых
компаний. Пять «да» стратегии.
Три полезных закона
микроэкономики: убывающей
предельной полезности
(необходимости поддержания
баланса), доли
подготовительных задач
(разделения труда),
экономического цикла
(чередование спадов и

Основные виды деятельности обучающихся при
изучении темы (на уровне учебных
действий)
Аналитическая деятельность:
- выстраивать аргументы с привлечением научных
фактов и идей о факторах обеспечения долгосрочного
экономического роста;
- конкретизировать примерами из личного социального
опыта, фактами социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические положения о
деятельности различных субъектов экономики
(домашнее хозяйство, предприятие, государство),
выборе рациональных способов поведения людей в
экономике в условиях ограниченных ресурсов;
- применять методы научного познания, включая
типологизацию, доказательство; принимать
обоснованные решения, планировать познавательные и
практические цели, используя возможности применения
знаний основ социальных наук в различных областях
жизнедеятельности.
- пояснять на примере понятия проекта и этапов его
разработки;
- различать факторы внешней и внутренней среды
предпринимательской деятельности;
- устанавливать зависимость между факторами
внутренней среды предпринимательской деятельности и
успехом в реализации поставленных целей;

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
среды.

10

подъемов). Три фактических
типа франчайзинга. Выбор
названия. Распространенные
крупные ошибки начинающих
предпринимателей. Понятие
цели, миссии, перспективного
видения. Управление
процессом, цикл управления.
Моделирование бизнеспроцессов. Управление
проектом. Декомпозиция целей
до задач. Вид плана работ.
Диаграммы GANTT, PERT,
понятие критического пути.
Методики управления
проектами PMBOK, agile. Семь
методов самомотивации.
Управление временем.
Управление рисками.
Постановка задач методом
SMART.
Задача маркетинговой
Маркетинг,
реклама, продажи, стратегии. Почему предложение
должно быть «самым …». 5P и
14 часов
6P маркетинга. Два варианта
маркетинговой стратегии.
Теория «поле стратегий». Два
требования к маркетингу
продукции. График объема
продаж при выходе продукта на
рынок. Этапы проектирования
продукции. Методы продажи.
Методы рекламы. Правила и
задачи рекламы. Правила

-

отличать бизнес-идеи;
владеть специальной терминологией в области
менеджмента;
объяснять роль и место элементов менеджмента в
предпринимательской деятельности;
определять факторы эффективности менеджмента;
разрабатывать бизнес-модели и выстраивать бизнеспроцессы.

Аналитическая деятельность:
- объяснять рыночное ценообразование, раскрывать
ценностно-нормативную основу деятельности,
основные функции института рынка;
- применять знания о деятельности, свободе и
необходимости, свободе и ответственности,
классифицировать и сравнивать виды деятельности,
потребности;
- выдвигать гипотезы, соотносить информацию,
полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать в исследовательских группах;
- выявлять признаки и объяснять роль институтов
массовой коммуникации;

-

-

Гражданское
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
среды.

11

написания рекламного текста:
цикл AIDA, формы речи, слова.
20 вопросов к рекламному
тексту. Правила и методы
формирования имиджа
компании. Понятия рыночной
цены и «воронки продаж».
Факторы продажи. Технология
продажи. Умения продавца.

-

владеть специальной терминологией в области
маркетинга;
объяснять роль и место элементов маркетинга в
предпринимательской деятельности;
определять факторы эффективности маркетинга.

Итого 34 часа
Тематическое планирование
11 класс
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы и
Учебное содержание
количество часов,
отводимое на их
изучение
Четыре задачи управления
Управление
финансами, налоги финансами. Отчет о движении
и бухучет, 12 часов денежных средств. Баланс.
Отчет о прибылях и убытках.
Полезные разрезы
бюджетирования. Технология
составления бюджета. Два
назначения финансовых
отчетов. Выбор системы
бухгалтерской отчетности.
Основы учета на УСН. Общие
сведения и термины бухучета.

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Основные виды деятельности обучающихся при
изучении темы (на уровне учебных
действий)
Аналитическая деятельность:
- применять знания о факторах и издержках
производства. Раскрывать ценностно-нормативную
основу института предпринимательства и его основные
функции;
- соотносить различные теоретические подходы, делать
выводы и обосновывать их на теоретическом и
фактическо-эмпирическом уровнях при анализе
взаимосвязи видов издержек производства и
экономических показателей деятельности фирмы;
- выстраивать аргументы с привлечением научных
фактов и идей о преимуществах и недостатках
различных организационно-правовых форм
предприятий, об использовании принципов

-

Гражданское
воспитание.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
среды.

12

менеджмента и маркетинга в деятельности фирмы;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с
экономическими институтами, различными
институтами представительства и защиты
экономических интересов граждан, включая умение
самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в практике, связанной с
экономической, в том числе предпринимательской,
деятельностью;
- различать виды налогов и налоговых систем;
- рассчитывать потребность, определить источники и
осуществить организационное обеспечение
финансирования проекта;
- определять эффективность предпринимательской
деятельности.
Аналитическая деятельность:
- проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с
экономическими институтами, различными
институтами представительства и защиты
экономических интересов граждан, включая умение
самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в практике взаимодействия с
финансовыми институтами в качестве участника
финансово-экономических отношений.
Аналитическая деятельность:
- конкретизировать примерами из личного социального
опыта, фактами социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические положения о
человеке, способности человека к познанию и
деятельности;
- использовать собственный социальный опыт при
решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем в связи с использованием методов
обоснования истины;
-

Составление
бизнес-плана, 3
часа

Роли бизнес-плана. Структура
бизнес-плана. Назначение и
содержание каждого из
разделов бизнес-плана.

Личные качества Позитивное мышление. Умение
предпринимателя, нравиться. Технология
эффективного общения.
10 часов
Искусство «не пересекать
черту». Умение убеждать.
Технология переговоров.
Технология публичного
выступления. Управление
конфликтом.

-

-

-

Гражданское
воспитание.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
среды.
Гражданское
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
13

классифицировать типы социальных конфликтов,
формы межличностного взаимодействия, лидерства;
- владеть навыками презентации результатов учебноисследовательской и проектной деятельности на
публичных мероприятиях;
- владеть методами оптимизации бизнеса и стартапа.
Аналитическая деятельность:
- овладевать смысловым чтением текстов
обществоведческой тематики, составлять на их основе
план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
- классифицировать типы социальных отношений;
- проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с
общественными институтами на основе правовых норм
для обеспечения защиты прав человека и гражданина в
Российской Федерациии в рамках установленных
правил;
- извлекать необходимую информацию из основных
нормативных и правовых документах, регулирующих
предпринимательскую деятельность;
- характеризовать виды ответственности субъектов
предпринимательской деятельности за нарушение
налогового законодательства;
- осуществлять выбор сферы предпринимательской
деятельности и организационно-правовой формы.
Аналитическая деятельность:
- характеризовать человека как субъекта общественных
отношений;
- конкретизировать примерами из личного социального
опыта, фактами социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические положения о
практике поведения на основе этики
предпринимательства;
- проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с

среды.

-

Основы
юриспруденции и
юридическая
деловая практика,
6 часа

Основные понятия
юриспруденции. Умение читать
тексты законов. Структура
договоров купли-продажи,
аренды, найма. Регистрация
предпринимательской
деятельности.

Управление
персоналом, 2 часа

Правила управления
персоналом. Правила
взаимодействия. Основные
документы на сотрудников.
Инструменты мотивации
персонала.

-

-

Гражданское
воспитание.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
среды.

Гражданское
воспитание.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной
среды.

14

общественными институтами на основе правовых норм
для обеспечения защиты социальных и культурных прав
человека и гражданина в Российской Федерации и
установленных правил, уметь самостоятельно заполнять
формы, составлять документы, необходимые в
социальной практике.
Итого 33 часа

15

-

-

-

-

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Арустамов, Э.А. Основы бизнеса: Учебник / Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и К, 20ХХ.
- 232 c.
Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А.
Бобров. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 332 с.
Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Т.М. Голубева. - М.:
Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое
пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.
Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. М.: КноРус, 2020. - 440 c.
Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 417 с.
Основы предпринимательской деятельности: Учебник / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014. - 313 с.
Основы предпринимательской деятельности: Учебник/С.Д.Резник, А.В.Глухова,
А.Е.Черницов; под общ. ред. С.Д.Резника - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 287 с
Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /
В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 544 c.
Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ
Синергия, 2016. - 464 c.
Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. - М.:
Academia, 2019. - 64 c.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Журнал Российское предпринимательство.- Режим доступа
http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/index.php?str=3&id=85
www.azbusiness.ru Азбука бизнеса
www.opora.ru – Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРА
России»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».