Аннотация к рабочей программе по русскому языку
10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на ступени общего образования, учитываются
межпредметные связи.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Г.Гольцовой из
расчета 1 часа в неделю: 10 класс - 34 часа в год, 11 класс – 33 часа в год.
Состав УМК:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Русское слово, 2020.
Цели обучения предмету «Русский язык»
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой
норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых
случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые
явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации
общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Задачи обучения предмету «Русский язык»
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить
умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм
современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных
сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и
информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с
различными информационными источниками.
Учебно-тематический план
10 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Общие сведения о языке
1
2
Лексика. Фразеология. Лексикография
7
3
Фонетика. Графика. Орфоэпия
1
4
Морфемика и словообразование
3
5
Морфология и орфография
22
Итого:
34
11 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Синтаксис и пунктуация
1
2
Простое предложение
14
3
Сложное предложение
7
4
Предложения с чужой речью
2
5
Употребление знаков препинания
1
6
Речь. Речевое общение. Культура речи
2
7
Стилистика
2
8
Повторение
4
Итого:
33
Планируемые результаты изучения русского языка
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
10 класс
Обучающийся на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
11 класс
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно- научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).