Положение о рабочей программе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
(наименование образовательной организации)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей»
(должность руководителя)

(подпись)

С.К. Беляевская
(Ф. И. О.)

30.08.2017
(дата)

ПОЛОЖЕНИЕ
о Рабочей программе по учебному предмету (курсу), курсу внеурочной
деятельности педагога
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
 Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» ст.28;
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее
ФГОС) начального общего образования (далее – НОО), основного общего
образования (далее – ООО), среднего общего образования (далее – СОО);
 письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих
программах учебных предметов» №08-1786 от 28.10.2015г.;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от
31.12.2015г. «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от
31.12.2015г. «О внесении изменений во ФГОС ООО, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1578 от
31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413;
 Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»
(далее – лицей).
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
Рабочей программы учебного предмета (курса), курса внеурочной деятельности.
1.3. Рабочая программа – это локальный нормативный документ, определяющий объем,
порядок, содержание изучения учебного предмета, курса внеурочной деятельности,
требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО,
ООО, СОО обучающимися в соответствии с ФГОС в условиях лицея.
1.4. К Рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
деятельности лицея в рамках реализации образовательной программы, относятся:

 программы по учебным предметам;
 программы внеурочной деятельности;
 программы элективных курсов, курсов по выбору;
 программы факультативных занятий.
1.5. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы
образовательного учреждения, является средством фиксации содержания
образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных
предметов, предусмотренных учебным планом лицея.
1.6. Цель Рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенному учебному предмету
(предметной области). Рабочие программы отдельных учебных предметов должны
обеспечить
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы лицея.
1.7. Задачи Рабочей программы:
 сформировать представление о практической реализации ФГОС при изучении
конкретного предмета;
 определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом
целей, задач и особенностей образовательного процесса лицея и контингента
обучающихся.
 Рабочая программа выполняет следующие функции:
 является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
 определяет содержание образования по учебному предмету на базовом,
повышенном и высоких уровнях;
 обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
 реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
 включает модули регионального предметного содержания;
 создает

условия

для

реализации

системно-деятельностного

подхода;

 обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
2. Разработка Рабочей программы
2.1. Разработка Рабочих программ относится к компетенции лицея и реализуется им
самостоятельно.
2.2. Рабочие программы могут составляться на класс, параллель, уровень обучения в
зависимости от особенностей изучения предмета (курса) в соответствии с учебным
планом лицея.
2.3. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы,
факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.
2.4. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета/
курса может осуществляться индивидуально каждым педагогом в соответствии с
уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины
(образовательной области).
2.5. Допускается разработка Рабочей программы коллективом педагогов одного
предметного методического объединения.

2.6. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок
изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в
содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы;
расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню
подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение
тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения,
произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной
программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету,
должны быть обоснованными (если изменения более 30%, то необходима внешняя
экспертиза и согласование).
2.7. При составлении, принятии и утверждении Рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:
 федеральному государственному образовательному стандарту;
 примерной программе по учебному предмету (курсу);
 авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
 основной образовательной программе лицея;
 учебно-методическому комплекту.
2.8. Рабочая программа является основой для создания
тематического планирования на каждый учебный год.

учителем

календарно-

2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным
элементом образовательной программы, второй хранится у учителя.
2.10.
Рабочая программа является обязательным документом для административного
контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и
достижения ими планируемых результатов на базовом, повышенном и высоком
уровнях.
3. Структура, оформление и хранение Рабочей программы
3.1. Структура Рабочей программы.
3.1.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
 титульный лист;
 пояснительную записку;
 содержание учебного предмета, курса;
 характеристику контрольно-измерительных материалов;
 планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения
конкретного учебного предмета, курса;
 тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы.
3.1.2. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
 титульный лист;
 пояснительную записку с указанием целей и задач изучения курса;
 содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;

 результаты освоения
метапредметные);

курса

внеурочной

деятельности

(личностные,

 тематическое планирование.
3.1.3. Требования к разделам рабочей программы.
3.1.3.1.

Титульный лист:

 полное наименование образовательного учреждения в соответствии с
Уставом;
 гриф согласования программы с указанием даты;
 гриф утверждения программы с указанием даты;
 название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
 Ф.И.О. педагога;
 авторская программа, на основании которой составлена данная рабочая
программа;
 класс (параллель, уровень обучения);
 год составления программы.
3.1.3.2.

Пояснительная записка:

 на основании каких нормативных документов
программа;

разработана рабочая

 адресность (специфика класса);
 цели и задачи изучения предмета (курса);
 состав учебно-методического комплекта;
 внесенные изменения по отношению к примерной/авторской программе и их
обоснование.
3.1.3.3.

Содержание учебного предмета, курса включает:



перечень и название разделов и тем курса;



содержание учебной темы:



темы практических и лабораторных работ;



творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий,
используемые при обучении;



учебно-тематический план (по необходимости)

3.1.3.4.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
(личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного
учебного предмета, курса, способы и формы оценки их достижения;

3.1.3.5.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

3.1.4. Календарно-тематическое планирование является приложением к Рабочей
программе, составляется каждым учителем индивидуально, сдается в
электронном виде администрации лицея, хранится в печатном и электронном
виде у учителя.
3.2. Рабочая программа оформляется в электронном виде по образцу:

 основной текст: шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал
одинарный, интервал перед/после абзаца 6 пт, выравнивание по ширине, поля 2
см, ориентация страниц – книжная;
 заголовки: шрифт Times New Roman, кегль 12, полужирный, выравнивание по
центру, интервал перед/после заголовка 6 пт.
 таблицы вставляются непосредственно в текст, должны иметь название, шрифт
Times New Roman, кегль 12, выравнивание по ширине, междустрочный интервал
одинарный, интервал перед/после абзаца 0 пт;
 титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложения;
 тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.2.1. Один экземпляр Рабочей программы в печатном и электронном виде сдается
администрации лицея, второй экземпляр хранится у учителя.
4. Согласование и утверждение Рабочей программы.
4.1. Разработка и утверждение Рабочей программы по учебному предмету (курсу)
относится к компетенции лицея и реализуется им самостоятельно.
4.2. Рабочая программа учебного предмета, курса согласовывается председателем
лицейского методического объединения соответствующего предметного цикла,
заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается
директором лицея в срок до 31 августа текущего года. При этом на титульном листе
Рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении
Рабочей программы.
4.3. Директор лицея вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в
лицее или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, примерной программе
учебного предмета, утвержденной Министерством образования и науки РФ
(авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню
учебников; положению о разработке Рабочих программ лицея.
4.4. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, директор
лицея накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного
срока.
4.5. Решение о внесении изменений в Рабочие программы рассматривается и
принимается на педагогическом совете лицея и утверждается директором.
4.6. Утвержденные Рабочие программы являются составной частью основной
образовательной программы лицея, входят в обязательную нормативную локальную
документацию лицея, публикуются на официальном сайте лицея.
4.7. Администрация лицея осуществляет контроль реализации Рабочих программ в
соответствии с планом внутришкольного контроля.
4.8. Администрация лицея несет ответственность в соответствии с действующим
законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме
образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным
учебным графиком.
5. Делопроизводство
5.1. Администрация лицея осуществляет систематический контроль за выполнением
Рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном

журнале содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода
(триместра, полугодия, года).
5.2. В случае невыполнения Рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует
необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого периода.
5.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на административном совещании.

Приложение 1
Шаблон рабочей программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей»

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель МО
учителей

Заместитель директора по
УВР

Директор

«___»__________20__г.

«___»___________20___г.

«____»__________20___г

Рабочая программа
по __________________________
________ класс
(кол-во часов в неделю, в год)

Учебник:
Программа:
Учитель:

г. Реутов
20__-20__ учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по (предмет) для ….. класса (средней, основной, начальной)
школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС НОО, ООО, СОО); требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для (среднего, основного, начального) общего образования. В ней
соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом ………… общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на ступени …………. общего образования,
учитываются межпредметные связи. (Примерный текст)
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под
редакцией……
Состав УМК:
-

……………

-

………….
Цели обучения предмету (указать предмет)

……………………..
Задачи обучения предмету (указать предмет)
(соотнести с целями)
………………………….
(указать адресность изучения курса, обосновать внесенные изменения по отношению к
примерной, либо авторской программе)
…………………………..
Учебно-тематический план
(при изменениях относительно авторской/примерной программы)
№

Количество часов
(авторская/примерная программа)

Название темы

Количество часов
(рабочая программа)

Итого:
Содержание учебного предмета
………………………….
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
(перечислить и охарактеризовать)
Планируемые результаты изучения (предмет)
Личностные результаты …………………
Метапредметные результаты ………………….

Предметные результаты ………………………..
Перечислить планируемые результаты к каждому разделу учебной программы.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика
деятельности ученика

Приложение 2
Бланк КТП
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
(наименование учебного заведения)

Утверждено
Директор лицея

Согласовано
Зам. директора по УВР

___________ Беляевская С.К.
«___»_______________ 20__ г.

___________
«___»_____________ 20__ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 20___/20___ учебный год, класс
по предмету

_______

преподаватель

_________

________________________

_______

____________

всего количество часов по учебному плану
Используемая учебная литература по предмету
__________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрен на заседании ЛМО учителей
Протокол № ____________от _____________________20______года
Председатель ЛМО___________________________________

№
урока

кол-во
часов

Наименование раздела, темы урока

Итого

календарные
сроки
изучения тем

Использование ИКТ,
типы и названия ЭОР

Приложение 3
Лист корректировки КТП
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КТП
№
п/п

Раздел/тема КТП

Сроки изучения
план

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

факт

Отставание
от
программы
(кол-во
часов)

Причина отставания

Способ корректировки
(форма изучения
пропущенного
материала)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».