РП родная литература (русская) 5-9 класс (8-9 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО
учителей русского языка
и литературы

Заместитель директора по
УВР

Директор

Якушина Е.А.

Синицкая И.В.

Беляевская С.К.

Протокол №6 от 29.06.22

Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
по родной литературе (русской)
5-9 класс
для 8-9 классов

Составитель: Курникова Е.В., Якушина Е.А., Филина О.И., Михайлова Т.В.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5-9 классов основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Количество часов по параллелям:
 5 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
 6 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
 7 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
 8 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
 9 класс – 0,5 часа в неделю (16,5 в год)
Цели обучения родной литературе (русской)
 формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
 постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
 овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
 использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
 Основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания,
постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Задачи обучения родной литературе (русской)
 развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную
позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
 совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста,
предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным
контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
 отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской
проблематике произведений и психологическому анализу;
 постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных
направлений;
 постигать национальный характер русского народа через посредство художественных
2

произведений
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
5
6

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
3
4
5

Название темы
5 класс
Своеобразие родной литературы
Русский фольклор
Древнерусская литература
Из литературы 18 века
Из литературы 19 века
Поэтический образ Родины
Литература 20 века
Родная природа в произведениях поэтов XX века
Итого
6 класс
Своеобразие родной литературы
Русский фольклор
Древнерусская литература
Из литературы 19 века
Поэтический образ Родины
Литература 20 века
Стихи о прекрасном и неведомом
Итого
7 класс
Русский фольклор
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Русская литература 20 века
Итого
8 класс
Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Поэзия 19 века
Русская литература 20 века
Проза о Великой Отечественной войне
Современная литература. Проза о подростках и для подростков
последних десятилетий
Итого
9 класс
Древнерусская литература
Русской литература 18 века
Русская литература 19 века
Из литературы 20 века
Итого

Количество часов
1
2
1
1
2
2
6
2
17
1
1
1
4
3
5
2
17
1
2
1
5
8
17
1
2
2
2
4
2
1
1
2
17
1
2
2
11,5
16,5

Планируемые результаты изучения по родной литературе (русской):
Личностными

результатами

освоения

выпускниками

основного

общего
3

образования программы по родной литературе (русской) являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
родной литературе (русской) являются:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
4

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения выпускниками основного общего образования
программы по родной литературе (русской) являются:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей
XIX—XX веков,
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
5

5 класс
Выпускник научится






















Выпускник получит
возможность научиться
Устное народное творчество
осознанно
воспринимать
и
понимать  сравнивая
сказки,
фольклорный текст; различать фольклорные и
принадлежащие
разным
литературные произведения;
сопоставлять
народам,
видеть
в
них
фольклорную сказку и её интерпретацию
воплощение
нравственного
средствами других искусств (иллюстрация,
идеала
конкретного
народа
мультипликация, художественный фильм);
(находить общее и различное с
идеалом русского и своего
выделять нравственную проблематику сказок как
народов);
основу
для
развития
представлений
о
нравственном
идеале
русского
народа,  рассказывать о самостоятельно
формирования
представлений
о
русском
прочитанной сказке;
национальном характере;
 сочинять
сказку
и/или
придумывать сюжетные линии.
видеть черты русского национального характера в
героях русских сказок.
учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать
сказки для самостоятельного чтения;
выразительно
читать
сказки,
соблюдая
соответствующий
интонационный
рисунок
устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные
приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и  выбирать
путь
анализа
давать его смысловой анализ на основе
произведения,
адекватный
наводящих
вопросов;
интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать
художественный
текст
как  оценивать иллюстрацию или
произведение
искусства,
послание
автора
экранизацию произведения;
читателю, современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию
изученного
определять
с помощью учителя для себя
актуальную
цель
чтения
художественной
текста;
литературы;
выбирать
произведения
для  сопоставлять
произведения
самостоятельного чтения;
русской и мировой литературы
под руководством учителя;
выявлять авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение,
 представление
о
самостоятельной
проектносоздавать собственный текст интерпретирующего
характера в формате ответа на вопрос;
исследовательской деятельности
и оформлять её результаты в
сопоставлять произведение словесного искусства
форматах
(работа
и его иллюстрацию;
исследовательского характера,
работать с книгой как источником информации.
проект).
6

6 класс
Выпускник научится





















Выпускник получит
возможность научиться

Устное народное творчество
осознанно воспринимать и понимать фольклорный  сравнивая
сказки,
текст; различать фольклорные и литературные
принадлежащие
разным
произведения; сопоставлять фольклорную сказку и
народам,
видеть
в
них
её интерпретацию средствами других искусств
воплощение
нравственного
(иллюстрация, мультипликация, художественный
идеала конкретного народа
фильм);
(находить общее и различное с
идеалом русского и своего
выделять нравственную проблематику сказок как
народов);
основу для развития представлений о нравственном
идеале
русского
народа,
формирования  рассказывать
о
представлений о русском национальном характере;
самостоятельно прочитанной
сказке;
видеть черты русского национального характера в
героях русских сказок.
 сочинять
сказку
и/или
придумывать
сюжетные
учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать
линии.
сказки для самостоятельного чтения;
выразительно
читать
сказки,
соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для
народных сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные
приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и давать  выбирать
путь
анализа
его смысловой анализ на основе наводящих
произведения,
адекватный
вопросов или по данному плану; интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать
художественный
текст
как  оценивать иллюстрацию или
произведение искусства, послание автора читателю,
экранизацию произведения;
современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию
изученного
определять с помощью учителя или консультантов
для себя актуальную цель чтения художественной
текста;
литературы;
выбирать
произведения
для  сопоставлять
произведения
самостоятельного чтения;
русской
и
мировой
литературы
под
выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение,
руководством учителя;
создавать собственный текст интерпретирующего  представление
о
характера в формате ответа на вопрос, анализа
самостоятельной проектнопоэтического текста, характеристики героя;
исследовательской
деятельности и оформлять её
сопоставлять произведение словесного искусства и
результаты
в
форматах
его иллюстрацию;
(работа исследовательского
работать с книгой как источником информации.
характера, проект).
7

7 класс
Выпускник научится



















Выпускник получит возможность
научиться
Устное народное творчество
осознанно
воспринимать
и
понимать  рассказывать о самостоятельно
фольклорный текст; различать фольклорные и
прочитанной былине, обосновывая
литературные произведения;
свой выбор;
выделять
нравственную
проблематику  сочинять
былину
и/или
преданий и былин как основу для развития
придумывать сюжетные линии;
представлений о нравственном идеале русского  сравнивая
произведения
народа, формирования представлений о
героического эпоса разных народов
русском национальном характере;
(былину и сагу, былину и сказание),
определять черты национального
обращаться
к
преданиям,
былинам,
фольклорным
образам,
традиционным
характера;
фольклорным приёмам в различных ситуациях  выбирать произведения устного
речевого общения;
народного
творчества
разных
выразительно читать былины, соблюдая
народов для самостоятельного
соответствующий интонационный рисунок
чтения,
руководствуясь
устного рассказывания;
конкретными
целевыми
установками;
пересказывать былины и предания, чётко
выделяя сюжетные линии, не пропуская  устанавливать
связи
между
значимых
композиционных
элементов,
фольклорными
произведениями
используя в своей речи характерные для
разных
народов
на
уровне
народного эпоса художественные приёмы.
тематики, проблематики, образов
(по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и давать  выбирать
путь
анализа
его смысловой анализ на основе наводящих
произведения,
адекватный
вопросов или по данному плану; интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать
художественный
текст
как  оценивать иллюстрацию или
произведение искусства, послание автора читателю,
экранизацию произведения;
современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию
изученного
определять с помощью учителя или консультантов
для себя актуальную цель чтения художественной
текста;
литературы;
выбирать
произведения
для  сопоставлять
произведения
самостоятельного чтения;
русской
и
мировой
выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней
литературы
под
отношение,
руководством учителя;
создавать собственный текст интерпретирующего  представление
о
характера в формате сравнительной характеристики
самостоятельной проектногероев, ответа на проблемный вопрос;
исследовательской
деятельности и оформлять её
сопоставлять произведение словесного искусства и
результаты
в
форматах
его воплощение в других искусствах;
(работа
исследовательского
работать с книгой и другими источниками
характера, проект).
информации.
8 класс
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
8

Устное народное творчество
 осознанно
воспринимать
и
понимать  сравнивая
произведения
лирики
фольклорный текст; различать фольклорные и
разных народов, определять черты
литературные произведения;
национального характера;
 выделять
нравственную
проблематику  выбирать произведения устного
народных песен как основу для развития
народного
творчества
разных
представлений о нравственном идеале
народов
для
самостоятельного
русского
народа,
формирования
чтения,
руководствуясь
представлений о русском национальном
конкретными
целевыми
характере;
установками;
 обращаться
к
фольклорным
образам,  устанавливать
связи
между
традиционным фольклорным приёмам в
фольклорными
произведениями
различных ситуациях речевого общения;
разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу
 выразительно читать народные песни,
сходства и различия).
соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания.
 исполнять
лирические народные
песни.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
 адекватно понимать художественный текст и  выбирать
путь
анализа
давать его смысловой анализ самостоятельно
произведения,
адекватный
или по составленному плану; интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
 воспринимать художественный текст как  оценивать
иллюстрацию
или
произведение искусства, послание автора
экранизацию произведения;
читателю, современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию изученного текста;
 определять для себя актуальную цель чтения
художественной
литературы;
выбирать  сопоставлять
произведения
произведения для самостоятельного чтения;
русской и мировой литературы
самостоятельно
или
под
 выявлять авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение,
руководством учителя;
 создавать
собственный
текст  представление о самостоятельной
интерпретирующего характера в формате
проектно-исследовательской
анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;
деятельности и оформлять её
результаты в форматах (работа
 сопоставлять
произведение
словесного
исследовательского
характера,
искусства и его воплощение в других
реферат, проект).
искусствах;
 работать с книгой и другими источниками
информации.
9 класс
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
 осознанно
воспринимать
художественное  выбирать
путь
анализа
произведение в единстве формы и содержания;
произведения,
адекватный
адекватно понимать художественный текст и
жанрово-родовой
природе
давать его смысловой анализ; интерпретировать
художественного текста;
прочитанное, устанавливать поле читательских  дифференцировать
элементы
ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
поэтики
художественного
 воспринимать художественный текст как
текста,
видеть
их
9











произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
определять
для
себя
актуальную
и
перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой
основе
формировать
собственные
ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для
читателей разных поколений и вступать в диалог
с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения
разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и
интерпретирующего характера в различных
форматах;
сопоставлять
произведение
словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
работать с разными источниками информации и
владеть основными способами её обработки и
презентации.










художественную и смысловую
функцию;
сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
оценивать
интерпретацию
художественного
текста,
созданную средствами других
искусств;
создавать
собственную
интерпретацию
изученного
текста
средствами
других
искусств;
сопоставлять
произведения
русской и мировой литературы
самостоятельно
(или
под
руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая
аспект для сопоставительного
анализа;
вести
самостоятельную
проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах
(работа
исследовательского
характера, реферат, проект).

10

Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:
Модуль РПВ
«Школьный
урок»
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика

5 класс (17 часов)
Международный день распространения
грамотности

Своеобразие родной
литературы (1 ч.)

Родная (русская) литература как
национально-культурная ценность
народа

Русский фольклор (2
ч.)

Древнерусская
литература (1 ч.)

Волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема
мирного труда и защиты родной земли.
Иван — крестьянский сын как
выразитель основной мысли сказки.
Нравственное превосходство главного
героя. Герои сказки в оценке авторанарода. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская
шинель» — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о
животных и бытовых сказках
Афанасий Никитин Из «Хождения за
три моря».

Из литературы XVIII
века (1 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь
только дневный шум умолк…».

Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её
месте среди других источников информации.
Выразительное чтение статьи учебника Устные и
письменные ответы на вопросы учебника (по группам).
Актуализация сведений о фольклоре, полученных в
начальной школе. Чтение и обсуждение фольклорных
произведений.

Изучение статьи учебника «Из древнерусской
литературы». Выразительное чтение и пересказ
фрагментов летописи. Устное рецензирование
выразительного чтения и пересказов одноклассников.
Комментирование незнакомых слов и понятий с
помощью словарей и справочной литературы.
Выразительное чтение статей учебника «Михаил
Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения».
Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ
фрагментов публицистического и научно-популярного

Из
литературы XIX века
(2 ч.)

текстов.
Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное
рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни».
Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном
диалоге.
Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное
рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни».
Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном
диалоге.
Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
Выразительное чтение рассказа. Работа по вопросам

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища»,
«Лгун», «Отец и сыновья».

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

Поэтический образ
Родины (2 ч.)
Литература XX века
(6 ч.)

Родная природа
в произведениях
поэтов ХХ века (2 ч.)

Вяземский П.А. Стихотворение
«Первый снег».
Станюкович К.М. Рассказ
«Рождественская ночь»
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща»
Гайдар А.П. «Тимур и его команда»
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы»
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М. «Остров спасения»
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте
сонной…».

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
День
славянской
письменности
и культуры

Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте
сонной…».
Своеобразие родной
литературы (1 ч.)
Русский фольклор (1

6 класс (17 ч.)
Значимость чтения и изучения родной
Международлитературы для дальнейшего развития
ный день расчеловека. Родная (русская) литература
пространения
как способ познания жизни.
грамотности
Воплощение в фольклорных

Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её
месте среди других источников информации.
Выразительное чтение статьи учебника Устные и
письменные ответы на вопросы учебника (по группам).
Выразительное чтение произведения. Характеристика
12

ч.)

Древнерусская
литература (1 ч.)

Литература XIX века
(4 ч.)

Поэтический образ
Родины (3 ч.)

произведениях национального
характера, народных нравственных
ценностей, прославление силы,
справедливости, бескорыстного
служения Отечеству. Сказка «Два
Ивана – солдатских сына».
«Подвиг юноши Кожемяки» из
сказаний о Святославе. Образное
отражение жизни в древнерусской
литературе.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство
Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя. Годы
учебы как череда тяжких испытаний в
жизни подростка. Мечты и попытки их
реализовать. Жестокое нравственное
испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя.
Преодоление героем собственных
слабостей в главе «Экзамены»
Ф.М. Достоевский «Мальчики».
Сострадание и сопереживание в романе
Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка
Н. Лесков «Человек на часах» Открытость и честность, требовательность к
себе, деликатность по отношению к
окружающим, уважение к личности и
осознание факта неповторимости
каждого человека
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!..
Напишешь это слово…»; М. Ю.

героев фольклорных произведений

Изучение статьи учебника «Из древнерусской
литературы». Выразительное чтение и пересказ
фрагментов летописи. Устное рецензирование
выразительного чтения и пересказов одноклассников.
Комментирование незнакомых слов и понятий с
помощью словарей и справочной литературы.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
13

Литература XX века
(5 ч.)

Стихи о прекрасном и
неведомом (2 ч.)

Лермонтов. «Москва, Москва! люблю
тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый
край», «Благовест». Автор и его
отношение к родине в строках
лирических стихотворений.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
Ранимость души подростка. Глубина
человеческих чувств и способы их
выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая
рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов.
Воспитание чувства милосердия,
сострадания, заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение».
Взрослые и дети. Радости и огорчения,
расставания, сомнения и открытия, пора
размышлений о жизни и о себе.
Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора»
Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание
детей и родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый
край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов.
«Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий
«Утро», «Подмосковные рощи», А.
Твардовский «Есть обрыв, где я,

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

День
славянской
письменности
и культуры

Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам

14

играя…», «Я иду и радуюсь…», А.
Вознесенский «Снег в сентябре».
Поэтическое изображение родной
природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания. Слияние с
природой, эмоциональное состояние
лирического героя.
7 класс (17 ч.)
Русский фольклор
Героические былины. «Добрыня и
Международ(1 ч.)
змей», «Алеша Попович и Тугарин
ный день расЗмеевич», «Святогор- богатырь»
пространения
грамотности
Древнерусская
«Моления Даниила Заточника» -памятлитература (2 ч.)
ник гражданственности, духовности и
нравственности. «Повесть о горезлосчастии». Тема трагической судьбы
молодого поколения, старающегося
порвать со старыми формами семейнобытового уклада, домостроевской
моралью. «Сказание о Борисе и Глебе».
Тема добра и зла в произведениях
древнерусской литературы.
Литература XVIII века А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист.
(1 ч.)
«На кончину Гавриила Романовича
Державина»
Литература XIX века
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие
(5 ч.)
царя», «Обоз». Историческая основа
басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».
«Ужасный век, ужасные сердца».
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние
крепостного права на людей. «Певцы».
Роль таланта (на выбор).
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
15

Литература XX века
(8 ч.)

Введение (1 ч.)

Из устного народного
творчества (2 ч.)

сквозь слезы».
А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к
«братьям нашим меньшим».
А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два
мира в рассказе. Сатирические
произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие». Проблема
взаимоотношений между своими и
чужими.
М.Зощенко. «История болезни».
Средства создания комического в
рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».
Вечная проблема красоты (внешней и
внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой
рубашке». Трагедия матери,
потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Критики». Отношения
День
между поколениями, проблема «отцов и славянской
детей».
письменности
и культуры
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки
нравственности в рассказе.
8 класс (17 ч.)
Своеобразие курса родной (русской)
Международлитературы в 8 классе. Значение
ный день расхудожественного произведения
пространения
в культурном наследии страны
грамотности
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных
песен ("Как во городе было во Казани"
и "Не шуми, мати зеленая дубравушка"

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её
месте среди других источников информации.
Выразительное чтение статьи учебника. Устные и
письменные ответы на вопросы (по группам).
Выразительное чтение произведения. Характеристика
героев фольклорных произведений

16

и другие) в произведениях Пушкина:
«Борис Годунов», «Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский
фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания
произведений Пушкина и Некрасова
(поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Фольклор в поэме – это пословицы,
сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская
А.Никитин. «Хождение за три моря»
литература (2 ч.)
или «Житие протопопа Аввакума, им
самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 гг.
Литература XVIII века Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и
(2 ч.)
Юлия». Произведение «Евгений и
Юлия» как оригинальная «русская
истинная повесть». Система образов
Литература XIX века
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Пробле(4 ч.)
ма «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образовВыразительное чтение, пересказ; работа
по вопросам персонажей, сочетание в
них реального и символического
планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер "Христова детка" или Павел
Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив
"божественного дитя".
Поэзия 19 века (2 ч.)
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь
Михайло Репнин". Исторический
рассказ о героическом поступке князя

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
17

Литература XX века
(1 ч.)

Проза о Великой
Отечественной войне
(1 ч.)

Современная
литература.
Проза о подростках и
для подростков
последних
десятилетий
(2 ч.)

Древнерусская
литература (1 ч.)
Из литературы XVIII
века (2 ч.)

М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические
произведения, их своеобразие и виды
А.Т. Аверченко «Специалист» или
другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы
писателя. Тонкий юмор и грустный
смех писателя.
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки»
(главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной
войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и А.
Адамович «Блокадная книга».
Нравственная проблематика, гуманисДень
тическое звучание произведений.
славянской
Д.Доцук. Рассказ о писательнице.
письменности
"Голос"- повесть о том, как побороть
и культуры
страхи. Жизнь современных подростков
в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин
«Мандариновые острова» (фрагменты) повесть о мальчишках, которые едва ли
не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им
играть, фантазировать, придумывать
воображаемые миры.
9 класс (16,5 ч.)
Особенности развития древнерусской
Международлитературы. «Задонщина». Тема
ный день расединения Русской земли.
пространения
грамотности
«История государства Российского»
(фрагмент). «Уважение к минувшему» в

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
18

исторической хронике Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня
«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского
и А. П. Сумарокова.

Из литературы XIX (2
ч.)

Из литературы XX
века (11,5 ч.)

Образ родной природы в стихах поэтов
XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение
«День ли царит, тишина ли ночная…».
Поэтические традиции XIX века в
творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на
бивуаке». Лицемерие и эгоизм
светского общества и благородство
чувств героя рассказа.
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные
аллеи». «Холодная осень».
А.Толстой. «Русский характер» своеобразный итог рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» –
многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Безнравственность забвения человека
человеком. Тема благодарности
воспитавшим нас людям, памяти о них.
Психологизм рассказа Юрия Казакова
«Запах хлеба». (Или К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к
матери. Смысл названия рассказа)

Устные рассказы о баснописцах. Выразительное чтение
басен, их устный анализ, комментирование морали,
определение аллегорического смысла басни (по
группам). Рецензирование выступлений и презентаций.
Выразительное чтение басен собственного сочинения.
Представление инсценировок по басням Крылова и
рецензирование выступлений.
Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам

Выразительное чтение стихотворения. Работа по
вопросам
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

19

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно
человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в
рассказе А. Платонова «В прекрасном и
яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени –
один из основных мотивов рассказа.
Тема нравственного выбора. Образ
«вечной Сонечки».
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую
на озеро». Проблема отсутствия
понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении
писателя.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.
Выразительное чтение, пересказ; работа по вопросам.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».