РП информатика 7-9 класс базовый уровень (8-9 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель МО учителей
математики и информатики

Заместитель директора
по УВР

Директор

____________И.С.Сычев
Протокол №6 от 29.06.22

__________И.В.Синицкая

_________С.К.Беляевская
Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
по информатике
7-9 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год 7 класс,
1 час в неделю, 34 часа в год 8 класс,
1 час в неделю, 33 часа в год 9 класс)

Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса
Программа: Информатика 5-9 класс. Примерная рабочая программа. Авторы: Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова.
Составитель: Синицкая И.В.

Реутов
2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка
Программа по информатике для 7 - 9 классов составлена в соответствии с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию
и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются межпредметные связи, а также
возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования. В программе сохранен авторский подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся.
Программа основана на учебно-методическом комплекте по информатике для
основного общего образования (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ.
Лаборатория знаний»)
Состав УМК
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика 7–9 классы. Примерная рабочая программа.–
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронные приложения к учебникам 5,6,7,8,9 класса
http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
 Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
В учебном плане лицея информатика представлена виде курса в VII–IX классах
(три года по одному часу в неделю, всего 102 часа).
Цели и задачи обучения предмету информатика
Изучение информатики в 7 - 9 классах направлено на достижение следующих целей:
 формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на
основе методов информатики;
 формирование у обучающихся готовности к информационно-учебной деятельности,
выражающейся в
их желании применять
средства информационных и
коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и
саморазвития;
 развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей
обучающихся;
 воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать
в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые
другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и
этические нормы работы с информацией;
 приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания,
редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств; построения
компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
2

На уровне основного общего образования необходимо решить следующие задачи:
 сформировать у обучающихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно, и того, что требуется установить;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль –
интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения
ошибки; оценка – осознание обучающимся того, насколько качественно им решена
учебно-познавательная задача;
 сформировать у обучающихся умения и навыки информационного моделирования как
основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение
«читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
 сформировать у обучающихся основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
 сформировать у обучающихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения
новых инструментальных средств;
 сформировать у обучающихся основные умения и навыки самостоятельной работы,
первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и
управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
 сформировать у обучающихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ.
Планируемые результаты освоения информатики
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять

3

значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря
знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера, такими
как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
 ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков;
создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание
музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и
организация хранения информации; анализ информации).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
4

развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель — и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
ветвящейся и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Планируемые предметные результаты
7 - 9 класс
Раздел 1. Введение в информатику.
Выпускник класса научится:
7 класс
 понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
 приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением,
преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных,
канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала
связи);
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.).
8 класс
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные
числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в
двоичной записи;
 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности.
9 класс
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и
пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний
элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена
элемента);
 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» необязательно);
 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
 перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково5

символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной мо- дели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность:
7 класс
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации
как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их
роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами
произвольного алфавита.
8 класс
 переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем
счисления в десятичную систему счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
 научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций.
9 класс
 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных
объектов и процессов;
 сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;
 познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при
их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его
натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным
описанием;
 научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
8 класс
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой
исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
6

команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
 исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки
символов;
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или
цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения,
составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
9 класс
 использовать табличные величины (массивы);
 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
8 класс
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной
системой команд;
 подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
 по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
 познакомиться с использованием в программах строковых величин;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;
 разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции.
9 класс
 суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов
массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с
заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
 разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
7

7 класс
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
9 класс
 использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том
числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными
ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и
столбчатую диаграммы);
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
7 класс
 систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных
возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
 систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применением средств информационных технологий;
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
 сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.
9 класс
 научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
 расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам;
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.
п.);
 систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
8

деятельности с применением средств информационных технологий;
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут
быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения,
предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность
описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура
компьютера:
процессор,
оперативная
память,
внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные
комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития.
Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов
носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной
длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит
текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите;
кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина
кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество
информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от
двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность
однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.
9

Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
изображений и звуковых файлов.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции
при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление.
Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный
текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл
данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом
моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов,
ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания,
расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных
объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые
преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые
операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и
компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные
технологии
Компьютерные сети. Интернет. Виды деятельности в сети Интернет. Интернетсервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые
службы, службы обновления программного обеспечения и др.
8 класс
Системы счисления
10

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в
позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления.
Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в
десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел
из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества
вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна.
Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не»
(логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических
операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).
Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности
для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических
элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами
компьютера.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя;
команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального
описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический
язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое
устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями,
выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление
самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие
словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им
исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в
ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных
алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых
действий от исходных данных.
11

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения
тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант
цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных
алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
 нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
 нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
9 класс
Математические основы информатики
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий
элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина
(вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами
ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие
вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с
математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении
научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах
(тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение
модели.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
 заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
 нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или
массива;
 нахождение минимального (максимального) элемента массива.
 Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
12

выбранной среде программирования.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами
их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами;
обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах
счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор
алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке,
отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое
выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по
образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ,
выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких
программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному
результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых
характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с
помощью формул.
Использование программных систем и сервисов
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании.
Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение
графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе.
Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные
карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные
технологии.
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен.
Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные,
результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные
социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные
службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного
обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности
полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация,
средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
13

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись
чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки
программирования, адресация в сети Интернет и др.).
Учебно-тематический план
7-9 класс
Количество часов
№
Название темы
общее 7 класс 8 класс 9 класс
1. Информация и информационные процессы
9
9
2. Компьютер как универсальное устройство
8
8
обработки информации
3. Обработка графической информации
4
4
4. Обработка текстовой информации
9
9
5. Мультимедиа
3
3
6. Математические основы информатики
14
14
7. Основы алгоритмизации
10
10
8. Начала программирования
9
9
9. Моделирование и формализация
11
11
10. Алгоритмизация и программирование
9
9
11. Обработка числовой информации
9
9
12. Коммуникационные технологии
3
3
13. Введение, ТБ
3
1
1
1
Итого:
101
34
34
33
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основной формой тематического контроля
является тест.
По разделам курса 7 класса предусмотрены 4 тестовых работы и одна творческая
практическая работа. По разделам курса 8 класса предусмотрены 3 тестовых работы. По
разделам курса 9 класса предусмотрены 5 тестовых работ. Работы проверяют результаты
обучения обучающихся по каждой теме. Задания взяты из электронных тестов,
рекомендуемых Л.Л. Босовой.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по
завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной
практической работы.

14

Содержание
учебного
материала
Информация и
информационные
процессы

Компьютер как
универсальное
устройство обработки
информации.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7 класс
Кол-во
Модуль РПВ
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
часов
«Школьный урок»
действий
9

12-13 сентября:
День программиста
30 сентября:
День Интернета
Сентябрь – октябрь Урок цифры.
«Искусственный
интеллект в образовании»
Октябрь:
Открытые уроки
ПроеКТОрия.
Спецвыпуск «Оператор
беспилотных
авиационных систем»
Ноябрь:
Урок цифры. «Разработка
игр»

8

26 ноября - Всемирный
день информации
30 ноября Международный день
защиты информации
4 декабря - День
рождения российской
информатики

Аналитическая деятельность:
- оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность,
полнота и пр.);
- приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов,
встречаются в жизни;
- классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
- выделять информационную составляющую процессов в биологических,
технических и социальных системах;
- анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа,
семья и пр.) системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
- кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
- определять количество различных символов, которые могут быть закодированы
с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
- определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех
символов алфавита заданной мощности;
- оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт);
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти,
необходимой для хранения информации; скорость передачи информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.).
Аналитическая деятельность:
- анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных
средств;
- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур
ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
- определять программные и аппаратные средства, необходимые для
осуществления информационных процессов при решении задач;
- анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении

Обработка графической
информации

4

Обработка
текстовой
информации

9

26 декабря
компьютера;
родился Чарльз Бэббидж - определять основные характеристики операционной системы;
- талантливый
- планировать собственное информационное пространство.
изобретатель и
Практическая деятельность:
математик. Изобретатель - получать информацию о характеристиках компьютера;
первого компьютера
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти,
необходимой для хранения информации; скорость передачи информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.);
- выполнять основные операции с файлами и папками;
- оперировать компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме;
- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных
устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);
- использовать программы-архиваторы;
- осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью
антивирусных программ.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового
графического редактора;
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного
графического редактора.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для
16

Мультимедиа

Содержание
учебного
материала
Математические
основы
информатики

решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного
клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и
номеров страниц).
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
- выполнять коллективное создание текстового документа;
- создавать гипертекстовые документы;
- выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя
кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
- использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе
собственных информационных объектов.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации).
8 класс

3

Кол-во
часов
14

Модуль РПВ
«Школьный урок»

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий
Аналитическая деятельность:
- выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах
счисления;
17

Основы
алгоритмизации

10

Начало программирования

9

- выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
- анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы
счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными
числами;
- записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинностное значение логического выражения
Аналитическая деятельность:
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный
алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя арифметических действий;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их
значение
Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление
арифметических, строковых и логических выражений;
18

-

Содержание
учебного
материала
Моделирование и
формализация

Алгоритмизация
и программиро-

Кол-во
часов
11

9

Модуль РПВ
«Школьный урок»

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления
(решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том
числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
9 класс
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных
действий

Аналитическая деятельность:
- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую
с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных
областей;
- создавать однотабличные базы данных;
- осуществлять поиск данных в готовой базе данных;
- осуществлять сортировку данных в готовой базе данных
Аналитическая деятельность:
- выделять этапы решения задачи на компьютере;
19

вание

Обработка
числовой
информации

9

Коммуникационные технологии

3

- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
- нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
- подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому
условию;
- нахождение суммы значений всех элементов массива;
- нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве;
- сортировка элементов массива и пр.)
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и
вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах
Аналитическая деятельность:
- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
- анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать
достоверность найденной информации;
- распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ;
оценивать предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность:
- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
20

-

определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема
данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные
информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические
объекты

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».