Аннотация к РП по информатике 7-9 (для 8-9 классов)

Аннотация к рабочей программе по информатике
7-9 класс
(для 8-9 классов)
Программа по информатике для 7-9 классов составлена в соответствии с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию
и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются межпредметные связи, а также
возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования. В программе сохранен авторский подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся.
Программа основана на учебно-методическом комплекте по информатике для
основного общего образования (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ.
Лаборатория знаний»)
Состав УМК
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика 7–9 классы. Примерная рабочая программа.–
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний.
 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронные приложения к учебникам 5,6,7,8,9 класса
http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
 Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
В учебном плане лицея информатика представлена виде курса в VII–IX классах
(три года по одному часу в неделю, всего 102 часа).
Цели и задачи обучения предмету информатика
Изучение информатики в 7 - 9 классах направлено на достижение следующих целей:
 формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на
основе методов информатики;
 формирование у обучающихся готовности к информационно-учебной деятельности,
выражающейся в
их желании применять
средства информационных и
коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и
саморазвития;
 развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей
обучающихся;
 воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать
в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые
другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и
этические нормы работы с информацией;
 приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания,
редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств; построения













№
1.
2.
3.
4.
5.

компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
На уровне основного общего образования необходимо решить следующие задачи:
сформировать у обучающихся умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль –
интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения
ошибки; оценка – осознание обучающимся того, насколько качественно им решена
учебно-познавательная задача;
сформировать у обучающихся умения и навыки информационного моделирования как
основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение
«читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
сформировать у обучающихся основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у обучающихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения
новых инструментальных средств;
сформировать у обучающихся основные умения и навыки самостоятельной работы,
первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и
управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у обучающихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ.
Учебно-тематический план
7-9 класс
Количество часов
Название темы
общее 7 класс 8 класс 9 класс
Информация и информационные процессы
9
9
Компьютер как универсальное устройство
8
8
обработки информации
Обработка графической информации
4
4
Обработка текстовой информации
9
9
Мультимедиа
3
3

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Математические основы информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Обработка числовой информации
Коммуникационные технологии
Введение, ТБ

14
14
10
10
9
9
11
11
9
9
9
9
3
3
3
1
1
1
Итого:
101
34
34
33
Планируемые результаты освоения информатики
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря
знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера, такими
как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
 ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков;
создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание
музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и
организация хранения информации; анализ информации).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель — и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
ветвящейся и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Планируемые предметные результаты
7 - 9 класс
Раздел 1. Введение в информатику.
Выпускник класса научится:
7 класс
 понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
 приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением,
преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных,

канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала
связи);
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.).
8 класс
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные
числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в
двоичной записи;
 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности.
9 класс
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и
пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний
элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена
элемента);
 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» необязательно);
 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
 перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной мо- дели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность:
7 класс
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации
как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их
роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами
произвольного алфавита.
8 класс
 переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем
счисления в десятичную систему счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
 научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
 научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций.
9 класс
 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных
объектов и процессов;
 сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;

 познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при
их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его
натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным
описанием;
 научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
8 класс
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой
исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
 исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки
символов;
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или
цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения,
составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
9 класс
 использовать табличные величины (массивы);
 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
8 класс
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;

 определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной
системой команд;
 подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
 по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
 познакомиться с использованием в программах строковых величин;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;
 разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции.
9 класс
 суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов
массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с
заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
 разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
7 класс
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
9 класс
 использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том
числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными
ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и
столбчатую диаграммы);
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
7 класс
 систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных
возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
 систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения











компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применением средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.
9 класс
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.
п.);
систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применением средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».