РП музыка 5-7 (для 5 классов)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по
УВР

директор

ЛМО учителей социальных
дисциплин
Руководитель ЛМО

______________Быкова И.В. ____________Синицкая И.В. _____________Беляевская С.К.
Протокол №6 от 29.06.22

Приказ №83-П от 30.06.22

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 5-7 классов
основного общего образования

Составитель: Животова Зарена Владимировна
учитель музыки

Реутов 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на уровне основного общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также Рабочей программы воспитания МАОУ
«Лицей».
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Музыка» на базовом
уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам
(годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.
Цели изучения учебного предмета «музыка»
Целями изучения музыки на уровне основного общего образования являются:
 становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;
 развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
 формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Учебный предмет «Музыка» на уровне основного общего образовании является
эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Музыка обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального
интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом,
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное
развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Основные задачи учебного предмета «Музыка»








сформировать у обучающихся:
общечеловеческие духовные ценности через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
Осознание социальной функции музыки.
Ценностные личные предпочтения в сфере музыкального искусства.
Уважительное отношение к системе культурных ценностей других людей.
Целостное представление о комплексе выразительных средств музыкального искусства.
Ключевые элементы музыкального языка, характерные для различных музыкальных
стилей.
Общие и специальные музыкальные способности, умения и навыки:
o слушание;
o исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
o сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
2

аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
o музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
o творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
o исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
 культурный кругозор, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального
искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального
искусства и современной музыкальной культуре.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной
области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
 модуль № 1 «Музыка моего края»;
 модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
 модуль № 3 «Музыка народов мира»;
 модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
 модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
 модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
 модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
 модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
 модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Учебным планом МАОУ «Лицей» на изучение музыки на базовом уровне отведено
102 учебных часа – по 1 часу в неделю в 5, 6 и 7 классах соответственно.
Учебно-тематический план
5 класс
Название темы

№
1.
2.

Музыка и литература.
Музыка и изобразительное искусство.

№
1.
2.

6 класс
Название темы
Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Мир образов камерной и симфонической музыки.

№
1.
2.

7 класс
Название темы
Особенности драматургии сценической музыки.
Основные направления музыкальной культуры.

Количество часов
17
17
Итого:
34
Количество часов
17
17
Итого:
34
Количество часов
17
17
Итого:
34

Содержание учебного предмета «Музыка»
5 класс
Модуль «Музыка моего края»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового
фольклора (игры, пляски, хороводы и др.)
3

Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние,
весенние — на выбор учителя).
Модуль «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики.
Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Модуль «Русская классическая музыка»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные
произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам
(на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М.
Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных
жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа,
повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного
искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит —
тембр, светлотность — динамика и т. д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских
клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
6 класс
Модуль «Народное музыкальное творчество России»
Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка
наших соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты;
картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических
событий.
Модуль «Европейская классическая музыка»
Музыка — зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных
ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов,
характерных интонаций, жанров).
4

Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С.
Баха и Л. Ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба
человека — судьба человечества (на примере творчества Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта и
др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций,
жанров).
Модуль «Русская классическая музыка»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев.
Синтез западноевропейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на
примере творчества М.И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и
симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов
— членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная
миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип
развития.
7 класс
Модуль «Музыка моего края
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские
песни, плачипричитания.
Mодуль «Народное музыкальное творчество России»
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты;
картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических
событий.
Mодуль «Жанры музыкального искусства»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Mодуль «Русская классическая музыка»
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и
симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов
— членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)
Mодуль «Музыка народов мира»
5

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки
Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные
музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.

традиции,

Mодуль «Европейская классическая музыка»
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики.
Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Mодуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки.
Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная
литургия, всенощное бдение.
Mодуль «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван
Бетховена, А.Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Mодуль «Современная музыка: основные жанры и направления»
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере
творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне
основного общего образования
Изучение музыки направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание:
 осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной
музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей
страны, своего края.
Гражданское воспитание:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей
поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики,
6

готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетическое воспитание:
 восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому
себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального
искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной, социальной, культурной средой;
 овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла;
 овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства,
использование доступного объёма специальной терминологии.
Формирование культуры здоровья:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том
числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудовое воспитание:
 установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
7

Адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
 смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,
обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации,
воля к победе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по музыке
отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
 умение устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий
и ритмов, других элементов музыкального языка;
 умение сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения,
жанры и стили музыкального и других видов искусства;
 умение обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг
на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля;
 умение выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
 самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого
слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
 следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
8

наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
 использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио и видео-форматах, текстах, таблицах, схемах;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
 различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
таблица, схема, презентация, театрализация и др .) в зависимости от коммуникативной
установки .
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
Универсальные коммуникативные действия
Невербальная коммуникация:
 воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания,
понимать
ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
 передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
 осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
 эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
 распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать
их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий
уровень общения.
Общение: Совместная деятельность (сотрудничество):
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения;
 выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в
устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
 публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность:
 развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
9

социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы
взаимодействия;
 понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной
музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и
способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
-

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности
(бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.
Эмоциональный интеллект:

-

-

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций
в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:

-

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
10

предпочтениям и вкусам;
- признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не
на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия).
Предметные результаты
5 класс
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся,
освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства,
неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на
эту тему;
- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной
культуры, испытывают гордость за них;
- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа,
узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении
музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и
передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные
вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического,
религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», в 5
классе сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»
- знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать
особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
- исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов
своей малой родины.
Модуль «Европейская классическая музыка»
- различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
- определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе
фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»
- различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
11

-

-

-

-

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать
ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
6 класс

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка» в 6
классе, сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Народное музыкальное творчество»
- определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее
трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
- различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
- определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно шумовых инструментов;
- объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Русская классическая музыка»
- различать на слух произведения русских композиторов классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
- исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
- характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская классическая музыка»
- различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального
произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм,
импрессионизм);
- исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
- характеризовать творчество не менее двух композиторов классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»
- различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;
- рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
- выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
12

инструментальных и музыкально-театральных жанров.
7 класс
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», в 7
классе сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»
- знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
- характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
- исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов
своей малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»
- определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири;
- различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
- определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
- объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»
- определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской,
латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к
отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
- различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
- различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»
- различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
- определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
- исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
- характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»
- различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
- исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
- характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Образы русской и европейской духовной музыки»
- различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной
музыки;
- исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
13

-

-

-

приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать
ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.

14

Тематическое планирование
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы и
количество часов,
отводимое на их изучение
Тема 1. Фольклор – Народное
творчество.(2 часа)

Тема 2. Календарный
фольклор (4 часа)

Учебное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Модуль 1. Музыка моего края. (8 часа)
Традиционная музыка —
- Знакомство со звучанием
отражение жизни народа. Жанры
фольклорных образцов в аудио- и
детского и игрового фольклора
видеозаписи.
(игры, пляски, хороводы и др.)
- Определение на слух: —
принадлежности к народной или
композиторской музыке; —
исполнительского состава
(вокального, инструментального,
смешанного); — жанра,
основного настроения, характера
музыки.
- Разучивание и исполнение
народных песен, танцев,
инструментальных наигрышей,
фольклорных игр.
Календарные обряды,
- Знакомство с символикой
традиционные для данной
календарных обрядов.
местности (осенние, зимние,
- Поиск информации о
весенние)
соответствующих фольклорных
традициях.
- Разучивание и исполнение
народных песен, танцев.
- Реконструкция фольклорного
обряда или его фрагмента.
- Участие в народном гулянии,
празднике на улицах своего
города.

Основные направления
воспитательной деятельности

-

Патриотическое воспитание.
Формирование культуры
здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое воспитание.

-Патриотическое воспитание.
-Формирование культуры
здоровья.
-Трудовое воспитание.
-Экологическое воспитание.
-Духовно-нравственное
воспитание.

15

Модуль 2. Русская классическая музыка (7 часов)
Тема 3. Образы родной земли. Вокальная музыка на стихи
- Повторение, обобщение опыта
(4 часа)
русских поэтов, программные
слушания, проживания, анализа
инструментальные
музыки русских композиторов,
произведения, посвящённые
полученного в начальных
картинам русской природы,
классах.
народного быта, сказкам,
- Выявление мелодичности,
легендам (на примере творчества
широты дыхания, интонационной
М. И. Глинки, С. В.
близости русскому фольклору.
Рахманинова, В. А. Гаврилина и - Разучивание, исполнение не
др.)
менее одного вокального
произведения, сочинённого
русским композиторомклассиком.
- Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов изученных произведений.
- Рисование по мотивам
прослушанных музыкальных
произведений.
- Посещение концерта
классической музыки, в
программу которого входят
произведения русских
композиторов.
Тема 4. Русская
Творчество выдающихся
- Слушание одних и тех же
исполнительская школа
отечественных исполнителей (С.
произведений в исполнении
(3 часа)
Рихтер, Л. Коган, М.
разных музыкантов, оценка
Ростропович, Е. Марфинский и
особенностей интерпретации.
др.). Консерватории в Москве и
- Создание домашней фоно и
Санкт-Петербурге. Конкурс
видеотеки из понравившихся
имени П. И. Чайковского.
произведений.
- Дискуссия на тему «Исполнитель
— соавтор композитора».

-

-

Ценности научного познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
Патриотическое воспитание.
Формирование культуры
здоровья.
Экологическое воспитание.

Ценности научного познания.
Экологическое воспитание.
Духовно-нравственное
воспитание.
Формирование
культуры
здоровья.

16

Исследовательские проекты,
посвящённые биографиям
известных отечественных
исполнителей классической
музыки.
Модуль 3. Европейская классическая музыка. (10 часов)
Национальный музыкальный
- Знакомство с образцами музыки
стиль на примере творчества Ф.
разных жанров, типичных для
Шопена, Э. Грига и др.
рассматриваемых национальных
стилей, творчества изучаемых
композиторов.
- Определение на слух
характерных интонаций, ритмов,
элементов музыкального языка,
умение напеть наиболее яркие
интонации, прохлопать
ритмические примеры из числа
изучаемых классических
произведений.
Кумиры публики (на примере
- Знакомство с образцами
творчества В. А. Моцарта, Н.
виртуозной музыки.
Паганини, Ф. Листа и др.).
- Размышление над фактами
Виртуозность. Талант, труд,
биографий великих музыкантов
миссия композитора,
— как любимцев публики, так и
исполнителя.
непонятых современниками.
Признание публики. Культура
- Определение на слух мелодий,
слушателя. Традиции слушания
интонаций, ритмов, элементов
музыки в прошлые века и
музыкального языка изучаемых
сегодня.
классических произведений,
умение напеть их наиболее яркие
ритмоинтонации.
- Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов изученных произведений.
-

Тема 5. Национальные истоки
классической музыки
(6 часов)

Тема 6. Музыкант и публика
(4 часа)

-

-

-

-

Ценности научного познания.
Адаптация обучающегося к
изменяющимся условиям
социальной среды.
Формирование культуры
здоровья.
Духовно-нравственное
воспитание.

Ценности научного познания.
Адаптация обучающегося к
изменяющимся условиям
социальной среды.
Формирование культуры
здоровья.
Духовно-нравственное
воспитание.
Экологическое воспитание.

17

Знание и соблюдение
общепринятых норм слушания
музыки, правил поведения в
концертном зале, театре оперы и
балета.
- Работа с интерактивной картой
(география путешествий,
гастролей), лентой времени
(имена, факты, явления,
музыкальные произведения).
- Посещение концерта
классической музыки с
последующим обсуждением в
классе.
- Создание тематической подборки
музыкальных произведений для
домашнего прослушивания.
Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусств (9 часов)
Единство слова и музыки в
- Знакомство с образцами
вокальных жанрах (песня,
вокальной и инструментальной
романс, кантата, ноктюрн,
музыки.
баркарола, былина и др.).
- Импровизация, сочинение
Интонации рассказа,
мелодий на основе стихотворных
повествования в
строк, сравнение своих вариантов
инструментальной
с мелодиями, сочинёнными
музыке (поэма, баллада и др.).
композиторами (метод
Программная музыка.
«Сочинение сочинённого»).
- Сочинение рассказа,
стихотворения под впечатлением
от восприятия инструментального
музыкального произведения.
- Рисование образов программной
музыки.
- Музыкальная викторина на
-

Тема 7. Музыка и
литература (6 часов)

-

-

Ценности научного познания.
Адаптация обучающегося к
изменяющимся условиям
социальной среды.
Формирование культуры
здоровья.
Духовно-нравственное
воспитание.
Экологическое воспитание.

18

Тема 8. Музыка и живопись
(3 часа)

Выразительные средства
музыкального и
изобразительного искусства.
Аналогии: ритм, композиция,
линия — мелодия, пятно —
созвучие, колорит — тембр,
светлотность — динамика и т. д.
Программная музыка.
Импрессионизм (на примере
творчества французских
клавесинистов, К. Дебюсси, А. К.
Лядова и др.)

-

-

-

-

-

знание музыки, названий и
авторов изученных произведений.
Знакомство с музыкальными
произведениями программной
музыки.
Выявление интонаций изобразительного характера.
Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов изученных произведений.
Разучивание, исполнение песни с
элементами изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и
шумового аккомпанемента с
целью усиления
изобразительного эффекта.
Рисование под впечатлением от
восприятия музыки программноизобразительного характера.
Сочинение музыки,
импровизация, озвучивание
картин художников.

-

Ценности научного познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
Экологическое воспитание.
Адаптация обучающегося к
изменяющимся условиям
социальной среды.

6 класс
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы, и
количество часов,
отводимое на их изучение
Тема 1. Россия - наш общий
дом.(4 часа)

Учебное содержание

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)

Модуль 1. Народное музыкальное творчество России (8 часов)
Богатство и разнообразие
- Знакомство со звучанием
фольклорных традиций народов
фольклорных образцов близких и
нашей страны. Музыка наших
далёких регионов в аудио и
соседей, музыка других регионов.
видеозаписи.

Основные направления
воспитательной
деятельности

-

Ценности научного
познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
19

-

-

Тема 2. Фольклорные жанры
(4 часа)

Общее и особенное в фольклоре
народов России: лирика, эпос,
танец.

-

-

-

-

-

-

Определение на слух:
o принадлежности к народной или
композиторской музыке;
o исполнительского состава
(вокального, инструментального,
смешанного);
o жанра, характера музыки.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр
разных народов России.
Знакомство со звучанием фольклора
разных регионов России в аудио и
видеозаписи.
Аутентичная манера исполнения.
Выявление характерных интонаций и
ритмов в звучании традиционной
музыки разных народов.
Выявление общего и особенного
при сравнении танцевальных,
лирических и эпических песенных
образцов фольклора разных народов
России.
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев, эпических сказаний.
Двигательная, ритмическая,
интонационная импровизация в
характере изученных народных
танцев и песен.
Исследовательские проекты,
посвящённые музыке разных
народов России.
Музыкальный фестиваль «Народы
России».

-

-

Патриотическое
воспитание.
Гражданское воспитание.

Ценности научного
познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Гражданское воспитание.

20

Тема 3. Музыка – зеркало
эпохи.
(5 часов)

Тема 4. Музыкальный образ
(5 часов)

Модуль 2. Европейская классическая музыка (10часов)
Искусство как отражение, с одной - Знакомство с образцами
стороны — образа жизни, с другой
полифонической и гомофонно— главных ценностей, идеалов
гармонической музыки.
конкретной эпохи. Стили барокко - Разучивание, исполнение не менее
и классицизм (круг основных
одного вокального произведения,
образов, характерных интонаций,
сочинённого композиторомжанров).
Полифонический
и
классиком (из числа изучаемых в
гомофонно-гармонический склад
данном разделе).
на примере творчества И. С. Баха - Исполнение вокальных,
и Л. Ван Бетховена.
ритмических, речевых канонов.
- Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
- Составление сравнительной таблицы
стилей барокко и классицизм (на
примере музыкального искусства,
либо музыки и живописи, музыки и
архитектуры).
- Просмотр художественных фильмов
и телепередач, посвящённых стилям
барокко и классицизм, творческому
пути изучаемых композиторов.
Героические образы в музыке.
- Знакомство с произведениями
Лирический герой музыкального
композиторов — венских классиков,
произведения. Судьба человека —
композиторов-романтиков,
судьба человечества (на примере
сравнение образов их произведений.
творчества Л. Ван Бетховена, Ф.
- Сопереживание музыкальному
Шуберта и др.). Стили классицизм
образу, идентификация с лирическим
и романтизм (круг основных
героем произведения.
образов, характерных интонаций,
- Узнавание на слух мелодий,
жанров)
интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка изучаемых
классических произведений, умение

-

-

Ценности научного
познания.
Трудовое воспитание.
Гражданское воспитание.
Духовно-нравственное
воспитание.
Адаптация обучающегося
к изменяющимся
условиям социальной
среды.

Ценности научного
познания.
Трудовое воспитание.
Формирование культуры
здоровья.
Духовно-нравственное
воспитание.
Гражданское воспитание.

21

Тема 5. Золотой век русской
культуры (4 часа)

напеть их наиболее яркие темы,
ритмоинтонации.
- Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения,
сочинённого композиторомклассиком, художественная
интерпретация его музыкального образа.
- Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
- Сочинение музыки, импровизация;
литературное, художественное
творчество, созвучное кругу образов
изучаемого композитора.
Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и
романтизм (только на примере
музыки, либо в музыке и живописи,
в музыке и литературе и т. д.)
Модуль 3. Русская классическая музыка (7 часов)
Светская музыка российского
- Знакомство с шедеврами русской
дворянства XIX века:
музыки XIX века, анализ
музыкальные салоны, домашнее
художественного содержания,
музицирование, балы, театры.
выразительных средств.
Увлечение западным искусством,
- Разучивание, исполнение не менее
появление своих гениев. Синтез
одного вокального произведения
западно-европейской культуры и
лирического характера, сочинённого
русских интонаций, настроений,
русским композитором-классиком.
образов (на примере творчества М. - Музыкальная викторина на знание
И. Глинки, П. И. Чайковского, Н.
музыки, названий и авторов
А. Римского-Корсакова
изученных произведений.
- Просмотр художественных
фильмов, телепередач, посвящённых

-

Ценности научного
познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Гражданское воспитание.

22

Тема 6. История страны и
народа в музыке русских
композиторов (3 часах)

Тема 7. Каменная музыка

русской культуре XIX века. Создание
любительского фильма,
радиопередачи, театрализованной
музыкально-литературной
композиции на основе музыки и
литературы XIX века.
Реконструкция костюмированного
бала, музыкального салона.
Образы народных героев, тема
- Знакомство с шедеврами русской
служения Отечеству в крупных
музыки XIX—XX веков, анализ
театральных и симфонических
художественного содержания и
произведениях русских
способов выражения патриотической
композиторов (на примере
идеи, гражданского пафоса.
сочинений композиторов —
- Разучивание, исполнение не менее
членов «Могучей кучки», С. С.
одного вокального произведения
Прокофьева, Г. В. Свиридова и
патриотического содержания,
др.)
сочинённого русским композиторомклассиком.
- Исполнение Гимна Российской
Федерации.
- Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений. Просмотр
художественных фильмов,
телепередач, посвящённых
творчеству композиторов — членов
кружка «Могучая кучка». Просмотр
видеозаписи оперы одного из русских
композиторов (или посещение
театра) или фильма, основанного на
музыкальных сочинениях русских
композиторов.
Модуль 4. Жанры музыкального искусства (9 часов)
Жанры камерной вокальной
- Слушание музыкальных
-

Патриотическое
воспитание.
Гражданское воспитание.

- Духовно-нравственное
23

(4 часа)

музыки (песня, романс, вокализ и
др.). Инструментальная
миниатюра (вальс, ноктюрн,
прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная,
трёхчастная репризная форма.
Куплетная форма.

-

-

-

Тема 8. Циклические формы
и жанры (5 часов)

Сюита, цикл миниатюр
(вокальных, инструментальных).
Принцип контраста. Прелюдия и
фуга. Соната, концерт:
трёхчастная форма, контраст
основных тем, разработочный
принцип развития

-

произведений изучаемых жанров,
(зарубежных и русских
композиторов); анализ
выразительных средств,
характеристика музыкального
образа.
Определение на слух музыкальной
формы и составление её буквенной
наглядной схемы.
Разучивание и исполнение
произведений вокальных и
инструментальных жанров.
Импровизация, сочинение кратких
фрагментов с соблюдением
основных признаков жанра (вокализ
— пение без слов, вальс —
трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная
импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа
камерной миниатюры через устный
или письменный текст, рисунок,
пластический этюд
Знакомство с циклом миниатюр.
Определение принципа, основного
художественного замысла цикла.
Разучивание и исполнение
небольшого вокального цикла.
Знакомство со строением сонатной
формы.
Определение на слух основных
партий-тем в одной из классических
сонат. Посещение концерта (в том
числе виртуального).

-

-

воспитание.
Ценности научного
познания.

Духовно-нравственное
воспитание.
Ценности научного
познания.

24

Предварительное изучение
информации о произведениях
концерта (сколько в них частей, как
они называются, когда могут
звучать аплодисменты).
Последующее составление рецензии
на концерт.
7 класс
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение
Тема 1. Семейный фольклор
(4 часа)

Тема 2. Фольклор в
творчестве
профессиональных

Учебное содержание

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)

Модуль 1. Музыка моего края (4 часов)
Фольклорные жанры, связанные с - Знакомство с фольклорными
жизнью человека: свадебный
жанрами семейного цикла. Изучение
обряд, рекрутские песни, плачиособенностей их исполнения и
причитания.
звучания.
- Определение на слух жанровой
принадлежности, анализ символики
традиционных образов.
- Разучивание и исполнение
отдельных песен, фрагментов
обрядов (по выбору учителя).
- Реконструкция фольклорного
обряда или его фрагмента.
Исследовательские проекты по
теме «Жанры семейного
фольклора».
Модуль 2. Народное музыкальное творчество России (4 часа)
Народные истоки
- Сравнение аутентичного звучания
композиторского творчества:
фольклора и фольклорных мелодий
обработки фольклора, цитаты;
в композиторской обработке.

Основные направления
воспитательной
деятельности

-

-

-

Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Духовно-нравственное
воспитание.
Адаптация обучающегося
к изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование культуры
здоровья.

Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание.
25

композиторов (4 часа)

Тема 3. Музыкальный
фольклор народов Африки и
Азии (4 часа)

картины родной природы и
отражение типичных образов,
характеров, важных исторических
событий. Внутреннее родство
композиторского и народного
творчества на интонационном
уровне.

Разучивание, исполнение народной
песни в композиторской обработке.
- Знакомство с 2—3 фрагментами
крупных сочинений (опера,
симфония, концерт, квартет,
вариации и т. п.), в которых
использованы подлинные народные
мелодии.
- Наблюдение за принципами
композиторской обработки,
развития фольклорного
тематического материала.
- Исследовательские, творческие
проекты, раскрывающие тему
отражения фольклора в творчестве
профессиональных композиторов
(на примере выбранной
региональной традиции).
- Посещение концерта, спектакля
(просмотр фильма, телепередачи),
посвящённого данной теме.
- Обсуждение в классе и/или
письменная рецензия по
результатам просмотра.
Модуль 3. Музыка народов мира (4 часа)
Африканская музыка — стихия
- Выявление характерных интонаций
ритма. Интонационно-ладовая
и ритмов в звучании традиционной
основа музыки стран Азии,
музыки народов Африки и Азии.
уникальные традиции,
- Выявление общего и особенного при
музыкальные инструменты.
сравнении изучаемых образцов
Представления о роли музыки в
азиатского фольклора и фольклора
жизни людей.
народов России.
- Разучивание и исполнение народных
песен, танцев. Коллективные
-

-

-

-

Духовно-нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание.
Адаптация обучающегося
к изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование культуры
здоровья.

Ценности научного
познания.
Трудовое воспитание.
Формирование культуры
здоровья.

26

Тема 4. Музыкальная
драматургия (3 часа)

ритмические импровизации на
шумовых и ударных инструментах.
Исследовательские проекты по
теме «Музыка стран Азии и
Африки»
Модуль 4. Европейская классическая музыка (3 часа)
Развитие музыкальных образов.
- Наблюдение за развитием
Музыкальная тема. Принципы
музыкальных тем, образов,
музыкального развития: повтор,
восприятие логики музыкального
контраст, разработка.
развития.
Музыкальная форма — строение
- Умение слышать, запоминать
музыкального произведения.
основные изменения,
последовательность настроений,
чувств, характеров в развёртывании
музыкальной драматургии.
- Узнавание на слух музыкальных
тем, их вариантов, видоизменённых
в процессе развития.
- Составление наглядной (буквенной,
цифровой) схемы строения
музыкального произведения.
- Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения,
сочинённого композиторомклассиком, художественная
интерпретация музыкального образа
в его развитии.
- Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
Посещение концерта классической
музыки, в программе которого
присутствуют крупные
симфонические произведения.

-

Ценности научного
познания.
Гражданское воспитание.
Духовно-нравственное
воспитание.

27

Создание сюжета любительского
фильма (в том числе в жанре
теневого театра, мультфильма и
др.), основанного на развитии
образов, музыкальной драматургии
одного из произведений
композиторов
Модуль 5. Русская классическая музыка (3 часа)
Тема 5. Русский балет
Мировая слава русского балета.
- Знакомство с шедеврами русской
(3 часа)
Творчество композиторов (П. И.
балетной музыки.
Чайковский, С. С. Прокофьев, И.
- Поиск информации о постановках
Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин),
балетных спектаклей, гастролях
балетмейстеров, артистов балета.
российских балетных трупп за
Дягилевские сезоны.
рубежом.
- Посещение балетного спектакля
(просмотр в видеозаписи).
- Характеристика отдельных
музыкальных номеров и спектакля в
целом.
- Исследовательские проекты,
посвящённые истории создания
знаменитых балетов, творческой
биографии балерин, танцовщиков,
балетмейстеров
Модуль 6. Образы русской и европейской духовной музыки (4 часа)
Тема 6. Музыкальные жанры Эстетическое содержание и
- Знакомство с одним (более полно)
богослужения (4 часа)
жизненное предназначение
или несколькими (фрагментарно)
духовной музыки. Многочастные
произведениями мировой
произведения на канонические
музыкальной классики,
тексты: католическая месса,
написанными в соответствии с
православная литургия, всенощное
религиозным каноном.
бдение.
- Вокализация музыкальных тем
изучаемых духовных произведений.
Определение на слух изученных

-

-

Патриотическое
воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое
воспитание.
Духовно-нравственное
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация обучающегося
к изменяющимся
условиям социальной
среды.

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
Адаптация обучающегося
к изменяющимся
условиям социальной
28

Тема 7. Симфоническая
музыка (4 часа)

произведений и их авторов. Иметь
представление об особенностях их
по- строения и образов.
- Устный или письменный рассказ о
духовной музыке с использованием
терминологии, примерами из
соответствующей традиции,
формулировкой собственного
отношения к данной музыке,
рассуждениями, аргументацией
своей позиции.
Модуль 7. Жанры музыкального искусства ( 4 часа)
Одночастные симфонические
- Знакомство с образцами
жанры (увертюра, картина).
симфонической музыки:
Симфония.
программной увертюры,
классической 4-частной симфонии.
- Освоение основных тем
(пропевание, графическая фиксация,
пластическое интонирование),
наблюдение за процессом
развёртывания музыкального
повествования.
- Образно-тематический конспект.
- Исполнение (вокализация,
пластическое интонирование,
графическое моделирование,
инструментальное музицирование)
фрагментов симфонической музыки.
- Слушание целиком не менее одного
симфонического произведения.
- Посещение концерта (в том числе
виртуального) симфонической
музыки. Предварительное изучение
информации о произведениях

среды.

-

Гражданское воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Духовно-нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание.

29

Тема 8. Музыка и театр (3
часа)

Тема 9. Мюзикл (5 часов)

концерта (сколько в них частей, как
они называются, когда могут
звучать аплодисменты).
- Последующее составление рецензии
на концерт
Модуль 8. Связь музыки с другими видами искусства ( 3 часа)
Музыка к драматическому
- Знакомство с образцами музыки,
спектаклю (на примере творчества
созданной отечественными и
Э. Грига, Л. Ван Бетховена, А. Г.
зарубежными композиторами для
Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
драматического театра.
Единство музыки, драматургии,
- Разучивание, исполнение песни из
сценической живописи,
театральной постановки.
хореографии.
- Просмотр видеозаписи спектакля, в
котором звучит данная песня.
- Музыкальная викторина на
материале изученных фрагментов
музыкальных спектаклей.
Постановка музыкального
спектакля. Посещение театра с
последующим обсуждением (устно
или письменно) роли музыки в
данном спектакле.
Исследовательские проекты о
музыке, созданной отечественными
композиторами для театра
Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления ( 5 часов)
Особенности жанра. Классика
- Знакомство с музыкальными
жанра — мюзиклы середины XX
произведениями, сочинёнными
века (на примере творчества Ф.
зарубежными и отечественными
Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера
композиторами в жанре мюзикла,
сравнение с другими театральными
жанрами (опера, балет,
драматический спектакль).
- Анализ рекламных объявлений о

Патриотическое
воспитание
Духовно-нравственное
воспитание.
Гражданское воспитание.
Ценности научного
познания.
Патриотическое
воспитание.

Ценности научного
познания.
Духовно-нравственное
воспитание.
Гражданское воспитание.
Адаптация обучающегося
к изменяющимся
условиям социальной
30

-

премьерах мюзиклов в современных
СМИ.
Просмотр видеозаписи одного из
мюзиклов, написание собственного
рекламного текста для данной
постановки.

среды.

31

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика:
-

Музыка, 5 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;

-

Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;

-

Музыка, 7 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
Методические материалы для учителя:

 Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки 5-6 класс» Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская
 Методическое пособие для учителя «Уроки музыки 7 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
-

http://school-collection.edu.ru/catalog

-

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

-

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

-

Музыка. Фонохрестоматия. 5, 6, 7 класс (Электронный ресурс)/сост. Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, , Т.С. Шмагина.- М. Просвещение

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».