РП экономика 10-11 класс (углубленный уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЛМО учителей
общественных наук

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________И.В. Быкова
«30» августа 2022 г.

__________И.В. Синицкая
«31» августа 2022 г.

________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике 10-11 класс
(углубленный уровень)
для 10б класса предпринимательского профиля
(2ч. в неделю, в 10 классе 68ч. год, в 11 классе 66 ч. в год, всего 132 часа)

Составитель: Шафеева Н.Д.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Экономика» в 10-11 классе составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Данная программа раскрывает содержание курса экономики, давая необходимые
представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а
также о поведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом. Изучение курса
направлено на развитие личностного потенциала обучающегося, его интеллектуальных
способностей, формирование экономической культуры.
Курс «Экономика» предполагает изучение в 10-11 классах. Общее число учебных
часов за 2 года обучения составляет 132, из них 68 ч (2ч в неделю) в 10 классе и 66 ч (2 ч в
неделю) в 11 классе. Курс «Экономика» предназначен для 10-11 классов, социальноэкономического (предпринимательского) профиля.
Состав УМК:
˗ Учебник «Экономика»: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций
(углубленный уровень) / Алексей Киреев, -6-е изд. – М, ВИТА-ПРЕСС, 2021. -256 с.: ил.
Учебно-тематический план
10 класс
№

1.
2.

Название темы

Количество часов

Принципы экономики
Микроэкономика

28
40
Итого

68

11 класс
№

1.
2.

Название темы

Количество часов

Макроэкономика
Международная экономика

33
33
Итого

66

Цели и задачи обучения предмету экономика
˗

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в
получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
способности к личному самоопределению и самореализации;

˗

воспитание ответственности за экономические решения;
предпринимательской деятельности;

˗

освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;

˗

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям
общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в экономической жизни общества и государства;

˗

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве
наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

уважения к труду и

Содержание учебного предмета
10 класс
Глава 1. Принципы экономики (28 часов)
2

Введение.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Экономика и человек.
Экономические системы.
Рыночная система экономики.
Структура экономики.
Экономическая взаимосвязь.
История экономической науки.
Дополнительные материалы.

МИКРОЭКОНОМИКА (40 ч)
Глава 2. Экономика домохозяйства
8. Экономические функции домохозяйства.
9. Рациональное потребление.
10. Максимизация полезности.
11. Бюджет домохозяйства.
12. Рынок труда.
13. Благосостояние.
14. Дополнительные материалы.
Глава 3. Экономика фирмы
15. Предприятия и фирма.
16. Производство.
17. Выручка, издержки и прибыль фирмы.
18. Фирмы на рынке.
19. Баланс фирмы и управление ею.
20. Рынок капитала.
21. Дополнительные материалы.
11 класс
МАКРОЭКОНОМИКА (33ч)
Глава 4. Экономика государства
22. Экономический рост и развитие.
23. Инфляция.
24. Экономические колебания.
25. Государственный бюджет.
26. Деньги.
27. Денежно-кредитная система.
28. Дополнительные материалы.
Глава 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (33ч)
29. Экономическая глобализация.
30. Структура международной экономики.
31. Международная торговля.
32. Международный финансы.
33. Обменные курсы валют.
34. Россия в международной экономике.
35. Дополнительные материалы.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
3

результатов. Основными формами контроля являются: устная, тестирование. Текущий
контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
практических работ, тестовых заданий, а также по результатам устных ответов.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Защита
итогового проекта предполагает публичное выступление обучающегося с демонстрацией
результатов работы и презентации, анализ полученных результатов, оценку достигнутого
прогресса в знаниях.
Планируемые результаты изучения предмета экономика.
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего
образования:
Личностные результаты освоения курса «Экономика»:
˗

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ориентация обучающихся на достижение позитивных жизненных перспектив;
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
обладание навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности.
Метапредметные результаты освоения курса «Экономика»
Регулятивные универсальные учебные действия

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели. выбирать оптимальный путь
достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на
соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия

˗
˗
˗
˗

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
4

˗
˗
˗
˗
˗
˗

(учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия на предметы и явления
окружающего мира;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем, формулировать образовательный запрос и самостоятельно выполнять
консультативные функции, ставить проблему и работать над ее решением, управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.
д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты 10 класс:

Выпускник углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

указывать сферу применения методов экономической теории;
объяснять проблему ограниченности ресурсов по отношению к потребностям;
различать свободное и экономическое благо;
иллюстрировать примерами процедуру минимизации альтернативной стоимости;
представлять и характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
приводить примеры факторов производства;
различать типы экономических систем.

Микроэкономика
˗
˗
˗

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета
собственной семьи;
анализировать ситуацию на рынке с точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
5

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

ресурсов;
анализировать свое потребительское поведение;
объяснять на примерах закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
различать виды ценных бумаг;
определять разницу между постоянными и переменными издержками;
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
обнаруживать и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность:

Основные концепции экономики
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
экономической теории.

Микроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и трудовых договорах;
6

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
выявлять предпринимательские способности;
анализировать и извлекать информацию по микроэкономике в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике;
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Предметные результаты 11 класс:

Выпускник на углубленном уровне научится:
Макроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

приводить примеры влияния государства на экономику;
приводить примеры общественных благ в собственном окружении;
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
определять назначение различных видов налогов;
приводить примеры монетарной и фискальной политики государства;
определять уместность использования различных показателей состояния экономики;
приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
производить расчет ВВП;
приводить примеры статей государственного бюджета России;
характеризовать макроэкономические последствия инфляции;
определять уместность мер государственной политики снижения инфляции;
различать факторы, влияющие на экономический рост;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
объяснять причины неравенства доходов;
характеризовать макроэкономические последствия безработицы;
определять целесообразность мер по снижению безработицы;
приводить примеры социальных последствий безработицы.

Международная экономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических
отношениях;
объяснять назначение международной торговли;
определять целесообразность использования видов валют в различных условиях;
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
приводить примеры из сферы глобализации мировой экономики;
приводить примеры глобальных экономических проблем;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
определять формы и последствия существующих экономических институтов на
7

˗

социально-экономическом развитии общества;
анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность:

Макроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
анализировать и извлекать информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;
использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.

Международная экономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗

Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
глобальным экономическим проблемам;
использовать экономические понятия в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
˗

система знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий
и государства;

˗

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; уважительное отношение к
чужой собственности;
8

˗

экономическое мышление, включающее: умение принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание этих решений
и готовность принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;

˗

умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);

˗

способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

˗

понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

9

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Параграф 1
Экономика и
человек
(4 часа)

Параграф 2
Экономические
системы (4 часа)

Параграф 3.
Рыночная система

Основное содержание по
темам

Модуль РПВ
«Школьный урок»

Характеристика деятельности ученика

10 класс (68 часов)
Глава 1. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИКИ 28 часов
Введение. Что такое
популяризация
 характеризовать экономику как науку и хозяйство;
экономика.
научных знаний
 объяснять проблему ограниченности ресурсов по
Ограниченность ресурсов.
среди детей
отношению к потребностям; различать свободное и
Свободные и экономические
(Ценности научного
экономическое благо;
блага.
познания)
 иллюстрировать примерами процедуру минимизации
Альтернативная стоимость.
гражданское
альтернативной стоимости;
Выбор и основные вопросы
воспитание
 объяснять на примерах проблему экономического
экономики
выбора;
Дополнения
 различать основных экономических агентов;
Практикум
различать товары и услуги;
 приводить примеры факторов производства.
Собственность.
гражданское
 изучение и определение смысла понятия
Типы экономических систем.
воспитание
«экономическая система». Характеристика основных
Общественно-экономическая
типов экономических систем;
формация
 проведение сравнительного анализа различных типов
Экономическая свобода
экономических систем. Анализ смены типов
Дополнения
экономических систем в истории человечества;
Практикум
 поиск конкретных примеров функционирования
командного типа экономики на основе знаний по
истории и литературе;
 работа со статистической информацией, отражающей
специфику той или иной экономической системы.
Рынок, специализация и обмен гражданское
 объяснение сущности и характера рыночных
Спрос
воспитание

экономики (4 часа)

Предложение
Рыночное равновесие и
рыночный механизм
Дополнение
Практикум



Экономические агенты.
Резиденты и нерезиденты
Виды рынков
Виды экономической
деятельности
Практикум

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
гражданское
воспитание



Параграф 5
Экономическая
взаимосвязь (4 часа)

Экономические операции
Товары и услуги
Факторный доходы
Экономический кругооборот
Дополнение
Практикум



Параграф 6
История
экономической

Вехи мировой экономической
мысли
Российская экономическая

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
гражданское
воспитание
Популяризация
научных знаний
среди детей

Параграф 4.
Структура
экономики (4 часа)






отношений. Раскрытие основных параметров
действия рыночного механизма. Анализ и
классификация рынков;
характеристика экономических функций рынка.
Объяснение различий между индивидуальным и
рыночным спросом. Изложение трех принципов
закона спроса. Показ позитивных и негативных черт
рыночной экономики с использованием примеров из
истории, литературы, СМИ. Поиск примеров в СМИ
и жизни, позволяющих понять, в чем выражается
суверенитет потребителя. Работа с графиками и
схемами. Объяснять на примерах закономерности и
взаимосвязь спроса и предложения различать
эластичность спроса и эластичность предложения.
Представлять основные характеристики рынка;
формулировать закон предложения.
объяснение сущности и характера рыночных
отношений;
раскрытие основных параметров действия рыночного
механизма;
анализ и классификация рынков;
характеристика экономических функций рынка.
виды экономической деятельности: производство,
распределение, обмен, потребление.
характеристика главных факторов производства ;
измерение производительности труда работника,
оборудования.

 характеристика и этапы развития истории
экономической мысли;
11

науки (4 часа)

Параграф 7
Дополнительные
материалы (4 часа)

Параграф 8
Экономические
функции
домохозяйства (3
часа)

Параграф 9
Рациональный
потребитель
(3 часа)
Параграф 10
Максимализация
полезности
(3 часа)
Параграф 11
Бюджет
домохозяйства (3
часа)

мысль
(Ценности научного
 школы экономической мысли.
Экономические школы
познания)
Экономическая модель
гражданское
сегодня
воспитание
Дополнения
Практикум
Нравственность в экономике
гражданское
 нравственность в экономике как «ограничитель»
Взаимовыгодность
воспитание
безграничных потребностей, когда по
добровольного обмена
экономическим законам этого «ограничителя» нет, а
Эластичность спроса и
существует всепоглощающий эгоизм каждого.
предложения
Задачи на выбор
МИКРОЭКОНОМИКА (40 часов)
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИКА ДОМОХОЗЯЙСТВА (20 часов)
Классификация домохозяйств
популяризация
 характеризовать экономику семьи;
Домохозяйство как потребитель
научных знаний
 изложение сущности взаимосвязи уровня
Домохозяйство как
среди детей
сбережений, доходов и расходов;
производитель
(Ценности
 принимать рациональные решения в условиях
Домохозяйство как поставщик
научного познания)
относительной ограниченности доступных ресурсов;
труда
гражданское
 анализировать ситуацию на рынке с точки зрения
воспитание
продавцов и покупателей.
Рациональный потребитель
гражданское
 характеризовать цели основных участников рынка;
Полезность
воспитание
понятие «полезность»; категории «полезности».
Потребительский выбор
Бюджетное ограничение
Равновесие потребителя
гражданское
– оценивать и принимать ответственность за
Изменение предпочтений
воспитание
рациональные решения и их возможные последствия
Изменение цены
для себя, своего окружения и общества в целом;
Изменение дохода
Источники семейных доходов
гражданское
 анализировать структуру семейного бюджета
Основные виды расходов семьи
воспитание
собственной семьи;
Семейный бюджет
 расчет реального дохода;
Реальные и номинальные доходы
 анализировать свое потребительское поведение.
семьи
12

Параграф 12
Рынок труда (3
часа)

Труд и занятость
Спрос на труд
Предложение труда
Равновесие и заработная плата

гражданское
воспитание

Параграф 13
Благосостояние (3
часа)

Распределение и различие в
доходах
Измерение неравенств доходов
Потребительская корзина
Минимальная оплата труда
Экономика семьи
Переговоры об уровне
заработной платы
Номинальные и реальные
величины
Задачи на выбор правильного
ответа

гражданское
воспитание

Параграф 14
Дополнительные
материалы (2 часа)

гражданское
воспитание

 изложение доказательств, объясняющих, почему
труд является основным фактором производства;
 объяснение сущности понятия «рабочая сила как
товар»;
 определять на основе различных параметров
возможные уровни оплаты труда;
 на примерах объяснять разницу между основными
формами заработной платы и стимулирования труда;
 сравнение показателей рынка труда в разных
странах;
 изложение собственной точки зрения на степень
влияния науки и образования на рынок рабочей
силы;
 изучение и анализ объявлений о приеме на работу и
изложение выводов о востребованности работников
по сферам деятельности и уровню квалификации.
 определять на основе различных параметров
возможные уровни оплаты труда;
 на примерах объяснять разницу между основными
формами заработной платы и стимулирования труда
– анализировать события общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя
различные источники информации;
– владеть приёмами работы с аналитической
экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с
экономической точки зрения;
– использовать приобретённые знания для решения
практических задач, основанных на ситуациях,
которые связаны с описанием состояния российской
экономики;
– анализировать экономическую информацию по
заданной теме из источников различного типа и
13

Параграф 15
Предприятие и
фирма (3 часа)

Параграф 16
Производство (3
часа)

Параграф 17
Выручка, издержки
и прибыль фирмы
(3 часа)

Параграф 18
Фирмы на рынке (3
часа)

источников, созданных в различных знаковых системах
ГЛАВА 3 ЭКОНОМИКА ФИРМЫ (20 часов)
Фирма как экономический агент
гражданское
 объяснение места и роли фирмы в современной
Организационно-правовые
воспитание
экономике;
формы предприятий
 анализ основных признаков фирмы;
Коммерческие предприятия
 классификация основных форм коммерческих
Экономические цели и капитал
предприятий (фирм) в РФ;
фирмы
 сравнение различных видов фирм; характеристика
предпринимательства как вида профессиональной
деятельности;
 различать организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности;
 приводить примеры российских предприятий
разных организационно-правовых форм.
Производственная функция
гражданское
 характеризовать основные составляющие
Производительность труда
воспитание
необходимые для организации процесса
Производство в долгосрочном
производства;
периоде
 разницу между ресурсами и факторами
Производство в краткосрочном
производства;
периоде
 факторы производства, приносящие доходы
своим владельцам.
Доход и выручка
Популяризация
 сравнение постоянных и переменных затрат;
Расходы и издержки
научных знаний
 расчет бухгалтерских и экономических издержек
Показатели издержек
(Ценности научного
и прибыли фирмы;
Прибыль
познания) гражданское  объяснение сущности закона убывающей отдачи
воспитание
(доходности);
 расчет экономической эффективности
производства.
Рыночные структуры
 сравнение преимуществ и недостатков крупных
Совершенная конкуренция
корпораций;
Монополия
 подготовка и презентация сообщения о
Монополистическая конкуренция
крупнейших корпорациях в истории
и олигополия
человечества;
14

Параграф 19
Баланс фирмы и
управление ею (3
часа)

Финансовая отчетность
Анализ баланса
Аналитические показатели
Менеджмент

гражданское
воспитание;
профессиональное
самоопределение

Параграф 20
Рынок капитала (3
часа)

Финансирование фирмы
Капитал, инвестиции, процент
Виды ценных бумаг
Фондовый рынок

трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

Параграф 21
Дополнительные
материалы (3 часа)

Бизнес-план
Маркетинг и реклама
Рынок земли
Дисконтирование

трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

 на основе обществоведческих знаний объяснение
роли THK в современном мире; поиск в СМИ
примеров рейдерства и их анализ.
 характеризовать основные аналитические
показатели: ликвидность, платежеспособность
финансовая устойчивость, рентабельность;
систему управления фирмы;
 обнаруживать и сопоставлять различия между
менеджментом и предпринимательством;
 определять практическое назначение основных
функций менеджмента.
 характеризовать свойства фондовой биржи,
основных профессиональных участников
фондового рынка;
 объяснять разницу между брокером и
доверительным управляющим.
 объяснять социально-экономическую роль и
функции предпринимательства; объяснять
практическое назначение франчайзинга и сферы
его применения;
 определять место маркетинга в деятельности
организации; определять эффективность рекламы
на основе ключевых принципов ее создания;
 характеризовать земельный рынок как оборот
земли, включающий как непосредственную ее
куплю-продажу, так и иные сделки с землей
(аренда земельных участков); сферу товарного
оборота земельных угодий,
 определять стоимость денежного потока к
определённому моменту времени, путём
приведения стоимости всех выплат.

11 класс
МАКРОЭКОНОМИКА (33 часа)
15

Параграф 22
Экономический
рост и развитие (6
часов)

Частные и общественные блага
Роль государства в экономике
Валовой внутренний продукт
Экономический рост
Дополнения
Практикум

Параграф 23
Инфляция (4 часа)

Измерение инфляции
Источники инфляции
Социально-экономические
последствия инфляции
Антиинфляционные меры
государства
Дополнения
Практикум
Макроэкономическое равновесие
Экономические циклы
Безработица
Государственная политика занятости
Дополнения
Практикум
Бюджет страны
Доходы и расходы
Баланс бюджета
Фискальная политика
Дополнения
Практикум

Параграф 24
Экономические
колебания (4 часа)

Параграф 25
Государственный
бюджет (4 часа)

ГЛАВА 4
Гражданское
воспитание;
популяризация
научных знаний
среди детей

популяризация
научных знаний
среди детей

 приводить примеры влияния государства на
экономику;
 приводить примеры общественных благ в
собственном окружении; объяснять
взаимовыгодность добровольного обмена;
 приводить примеры сфер применения показателя
ВНП;
 определять уместность использования различных
показателей состояния экономики; производить
расчет ВВП.
 характеризовать макроэкономические последствия
инфляции;
 определять уместность мер государственной
политики снижения инфляции.

популяризация
научных знаний
среди детей

 определять целесообразность мер по снижению
безработицы;
 приводить примеры социальных последствий
безработицы; характеризовать макроэкономические
последствия безработицы.

гражданское
воспитание;

 приводить примеры статей государственного
бюджета России;
 различать факторы, влияющие на экономический
рост;
 объяснять причины неравенства доходов;
 определять назначение различных видов налогов;
 приводить примеры монетарной и фискальной
политики государства.
16

Параграф 26
Деньги (4 часа)

Параграф 27
Денежнокредитная система
(5 часов)

Параграф 28
Дополнительные
материалы (5
часов)

Сущность денег
Функции денег
Денежные агрегаты
Спрос на деньги и предложение
денег
Дополнения
Практикум
Центральный банк
Коммерческие банки
Денежно-кредитная политика
Другие финансовые институты
Дополнения
Практикум

гражданское
воспитание;

 приводить примеры экономической функции денег в
реальной жизни;
 приводить примеры монетарной и фискальной
политики государства;
 различать сферы применения различных форм денег.

гражданское
воспитание;

Процентная ставка
Кривая Лаффера
Какие налоги платит фирма
Задачи
Работа с файлами
Работа с Интернетом

гражданское
воспитание;

 определять практическое назначение основных
элементов банковской системы;
 депозит, банковский вклад: доходность вклада;
 признаки финансовой пирамиды;
 номинальные и реальные доходы по вкладу;
 различать виды кредитов и сферу их использования;
 решать прикладные задачи на расчет процентной
ставки по кредиту;
 различать банковские карты, разницу между
дебетовой и кредитной картами;
 способы дистанционного перевода денег;
 основные формы дистанционного банковского
обслуживания.
– объяснять на примерах различные роли государства в
рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части
государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных
субъектов и экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических
проблем;

Итоговое
повторение по
главе 4 (1 час)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (33 часа)
ГЛАВА 5 ЭКОНОМИКА МИРА
17

Параграф 29
Экономическая
глобализация (5
часов)

Международное разделение
факторов производства
Мировой рынок
Мировое хозяйство
Международная экономика ;
Дополнения
Практикум

гражданское
воспитание;

Параграф 30
Структура
международной
торговли (5 часов)

Аналитические группы стран
Уровни экономического развития
Взаимосвязь экономических
секторов
Дополнения
Практикум

гражданское
воспитание;

Параграф 31
Международная
торговля (4 часа)

Структура торговли
Причины международной торговли
Государственная внешнеторговая
политика
Многосторонняя торговая система
Дополнения
Практикум

гражданское
воспитание;

Параграф 32
Международные
финансы (4 часа)

Платежный баланс
Дефолт: причины и разрешение
Международные финансовые рынки

гражданское
воспитание;

 приводить примеры глобальных проблем в
современных международных экономических
отношениях;
 приводить примеры из сферы глобализации мировой
экономики;
 приводить примеры глобальных экономических
проблем;
 определять формы и последствия существующих
экономических институтов на социальноэкономическом развитии общества.
 иметь представление об аналитических критериях,
используемых для классификации стран, в
международной экономике: уровень доходов,
товарная структура экспорта, режим валютного
курса, размер внешней задолженности и др;
 данные универсальных международных организаций,
членами которых является большинство стран мира –
организации объединенных наций, международного
валютного фонда и мирового банка http://samzan
;net/90045
 объяснение специфики международной торговли;
 анализ различий между экспортом и импортом
товаров;
 характеристика основных показателей
внешнеторгового оборота страны;
 анализ принципов свободных выборов в условиях
демократического режима;
 объяснение необходимости международного
разделения труда;
 анализ теории сравнительных преимуществ.
 приводить примеры использования различных форм
международных расчетов.
18

Параграф 33
Обменные курсы
валют (4 часа)

Раздел 35
Россия в
международной
экономике (5
часов)

Параграф 35
Дополнительные
материалы (5
часов)

Международные экономические и
финансовые организации
Дополнение
Практикум
Валюта и валютный курс
Режимы валютного курса ;
Причины изменения валютного
курса
Валютный рынок
Дополнение
Практикум
Вехи экономического развития
Особенности современной
экономики России
Вызовы экономическому развитию
Россия в международной экономике
Дополнение
Практикум
Глобальные экономические
проблемы
Абсолютные и сравнительные
преимущества
Экономика Интернета
Задачи
Работа с файлами
Работа с Интернетом

Профессиональное самоопределение

 определять влияние факторов, влияющих на
валютный курс;
 определять целесообразность использования видов
валют в различных условиях.

гражданское
воспитание;

 анализировать информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного
типа;
 анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
 анализировать текст экономического содержания по
международной экономике.
 приводить примеры глобальных проблем в
современных международных экономических
отношениях;
 приводить примеры из сферы глобализации мировой
экономики;
 приводить примеры глобальных экономических
проблем;
 определять формы и последствия существующих
экономических институтов на современное
состояние экономики

Итоговое
повторение по
главе 5
Итого: 66 часов
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».