Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы основного общего
образования
1. Полное наименование образовательной
программы с указанием уровня образования, вида программы:
Основная образовательная программа основного общего
образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей».
2. Нормативная основа разработки программы (в
том числе результаты исследования запросов потребителей):
Основная образовательная программа основного общего
образования МАОУ «Лицей» строится на базе положений, принятых во ФГОС основного
общего образования, и включает комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий, который предложен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов.
ООП ООО разработана
на основе Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
нормативно-правовых документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс
на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО.
ООП ООО разрабатывается с учётом особенностей лицея, образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Анализ поступления выпускников лицея в ВУЗы, ССУЗы показал, что
наиболее востребованными являются факультеты инженерной направленности,
компьютерных технологий и прикладной информатики, социально-экономических
специальностей. Анкетный опрос обучающихся 10-11 классов лицея и их родителей
свидетельствует о большом спросе на такие предметы, как математика, информатика,
физика, химия, биология. Такой спрос, безусловно, продиктован требованиями
времени и социальным заказом общества.
Кроме того, лицей
видит насущную необходимость усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную
социализацию обучающихся: экономики, истории, права, иностранных языков – с целью удовлетворения интеллектуальных потребностей обучающихся и
воспитания граждан, свободно ориентирующихся в закономерностях общественных
процессов и легко адаптирующихся в быстро меняющихся экономических условиях.
Таким образом, запрос социума ориентирован на
качественные образовательные услуги, в основном на инженерно-технологический,
естественнонаучный и социально-гуманитарный профили обучения в 10-11 классах и
продолжение образования в ВУЗах или ССузах в соответствии с избранным
профилем. ООП ООО должна обеспечить фундаментальные знания, общеучебные умения
и навыки, высокий уровень социализации для успешного освоения программ среднего
общего образования.
Образовательная программа лицея нацелена на развитие
и опережение по направлениям:
-
обновление
содержания образования – расширение сети внеурочных и элективных курсов, дополнительного
образования, обеспечивающих раннюю профильную подготовку;
-
развитие
методической службы лицея – организация временных творческих групп, лабораторий;
-
развитие
исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, подготовка и переподготовка
учителей;
-
развитие
образовательных технологий – использование информационно-коммуникационных,
проектных, исследовательских технологий, обеспечивающих эффективную организацию
учебной и внеурочной деятельности обучаемых с целью подготовки их к успешной
социализации в обществе;
-
развитие
материально-технической базы – превращение учебных кабинетов в кабинеты-лаборатории
с новым оборудованием для учебно-практической, исследовательской,
проектной деятельности, занятий моделированием и техническим творчеством;
-
участие в сетевом
взаимодействии ОУ с целью развития информационного обмена и распространения
передового опыта;
-
совершенствование
системы управления лицеем в рамках единого информационно-образовательного
пространства.
3.
Срок
реализации образовательной программы: 5 лет.
4.
Дата
утверждения. Органы и должностные лица, принимавшие участие в разработке,
рассмотрении, принятии, утверждении образовательной программы:
Педсовет от 29 августа 2019 г., директор МАОУ «Лицей» 30
августа 2019 года.
Настоящая программа разработана педагогическим коллективом лицея с
привлечением органов общественного управления. Программа рассмотрена на
заседании Педагогического совета и утверждена приказом директором лицея.
Порядок согласования и утверждения настоящей программы обеспечивает
государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
5.
Характеристика контингента обучающихся, для
которого разработана образовательная программа:
Основная образовательная программа формируется с учётом
психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет. Её реализация
предусматривает обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Обучающиеся лицея имеют достаточно высокую мотивацию к учебе,
творческой деятельности, диалоговому общению с участниками образовательных
отношений. Как правило, родители лицеистов проявляют большую заинтересованность
в получении детьми качественного образования, высокого уровня воспитанности.
Лицей создает основу для последующего образования, самообразования,
сознательного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности
и ее социализации.
6.
Основная
цель и задачи реализации программы.
Цель реализации ООП
ООО – обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной
образовательной программы требованиям ФГОС ООО;
-
обеспечение преемственности начального общего и
основного общего образования, среднего общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения ООП
ООО всеми обучающимися;
-
совершенствование технологий урочной и внеурочной
деятельности, направленных на повышение качества образования, обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса;
-
взаимодействие образовательной организации при
реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в
том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий
и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе
социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений
дополнительного образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутрилицейской социальной среды;
-
социальное и учебно-исследовательское проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-
сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их
безопасности.
7.
Основные
требования к результатам освоения:
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые
установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в
развитие личности обучающихся, их способностей.
Ведущие целевые установки |
Основные ожидаемые результаты |
элементы формально-логического мышления, рефлексии |
порождение нового типа познавательных интересов (интереса не только
к фактам, но и к закономерностям) |
расширение и переориентация рефлексивной оценки собственных
возможностей - за пределы образовательной деятельности в сферу самосознания |
|
формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке
новых учебных задач и проектированию собственной образовательной деятельности |
|
приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной
работы |
воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышение мотивации и эффективности образовательной деятельности |
умение выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределённости |
|
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения |
|
планирование и выполнение учебных исследований |
умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом
научного рассуждения |
приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе
мысленного построения различных предположений и их последующей проверки |
|
учебное исследование, учебный проект, освоение системы научных
понятий |
потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы,
затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт |
основы критического отношения к знанию, жизненному опыту |
|
основы ценностных суждений и оценок |
|
уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами |
|
основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред
и эпох |
|
формирование и развитие основ читательской компетенции |
продолжение образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовка к трудовой и социальной деятельности |
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества |
|
усовершенствование техники чтения и приобретение устойчивого навыка
осмысленного чтения, возможность приобрести навык рефлексивного чтения |
|
овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным
чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением |
|
овладение основными стратегиями чтения художественных и других видов
текстов, способность выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной
задаче |
8.
Краткая
информация об учебно-методическом обеспечении (используемые УМК, предметные
линии и др.):
Информация расположена на сайте лицея:
https://lyceum-reutov.schoolmsk.ru/?section_id=40
9.
Краткая
характеристика организационно-педагогических условий реализации программы:
Лицей полностью укомплектован кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной
программой ООО, и способными к инновационной профессиональной деятельности.
10. Краткая информация о системе оценивания результатов
освоения программы:
Система оценивания в лицее включает аттестацию обучающихся,
технологию оценивания, виды и формы контроля результатов освоения ООП ООО,
призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и
личностных результатов обучающихся.
Личностные результаты обучающихся
фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий:
Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Оценка предметных результатов
представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов
по отдельным предметам.
Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся 5-9 классов в конце учебных триместров и учебного года.
Основанием для перевода обучающихся 5-9 классов в следующий класс являются
результаты промежуточной аттестации за год (итоговый контроль). Промежуточная
аттестация с 5 по 9 класс проводится в соответствии с Федеральным законом РФ
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.
Итоговая аттестация в 9 классе осуществляется в форме основного
государственного экзамена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
(утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 с последующими
изменениями).